Лоукостер «Победа» пытается выгнать конкурента из Батуми
Возможно, «дочка» «Аэрофлота» хочет летать туда сама«Победа» попросила Росавиацию отозвать допуск авиакомпании Red Wings по маршруту Москва – Батуми, говорится в материалах Росавиации. Red Wings не использовала эти частоты более двух лет, следует из документов. Росавиация переадресовала вопрос межведомственной комиссии при Минтрансе по допуску к международным перевозкам, которая рассмотрит его в предстоящий понедельник, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
Он указывает, что Red Wings не летала в Батуми с апреля 2016 г. и начала перевозку пассажиров только этим летом. Комиссия уже рассматривала возможность отозвать допуск, но оставила частоты за перевозчиком, добавил чиновник.
Представитель Red Wings подтвердил, что перевозку пассажиров компания начала в июне, до этого компания ждала, когда начнутся поставки дополнительных самолетов. «Сейчас в парке компании 12 самолетов, из которых семь самолетов Ту-204 и 214, еще два Airbus 321. «Три Airbus 320 уже доставили нам в этом году, скоро прибудет четвертый борт», – говорит он.
Сейчас по межправительственному соглашению с Грузией в Батуми летает три авиакомпании – S7, «Уральские авиалинии» и Red Wings, говорит чиновник. В материалах к межведомственной комиссии при Минтрансе говорится, что Red Wings может летать до семи раз в неделю по маршруту Москва – Батуми. Представитель Red Wings сказал, что авиакомпания летает в Батуми дважды в неделю. Средняя загрузка бортов в июне 2017 г. была 78%, в июле – около 85%. Глубина продаж на август – 45%, на сентябрь – 7%, сообщил он. В начале года «Победа» получила допуск Росавиации на рейсы из Санкт-Петербурга в Батуми – до трех раз в неделю, но летать по этому маршруту так и не начала.
Представители Минтранса и «Победы» не ответили на вопросы «Ведомостей». Видимо, лоукостер сам хочет получить доступ на этот маршрут, полагает аналитик «Атона» Михаил Ганелин.
Россияне летают
За первое полугодие 2017 г. российские авиакомпании увеличили пассажирские перевозки на 21% до 46,2 млн человек. Наибольший прирост наблюдался на международном направлении. Перевозки в дальнее зарубежье выросли на 43% до 15,1 млн пассажиров, в страны СНГ – на 16% до 3,3 млн пассажиров. На внутренних линиях перевозки выросли лишь на 12% до 27,8 млн пассажиров.
Попытка отозвать частоты из-за невыполнения заявленных полетов – один из стандартных способов борьбы с конкурентами в отрасли, отмечает руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP Алексей Горлатов. Авиавласти могут изменить допуск, если авиакомпания не выполняет хотя бы 80% от заявленных по маршруту полетов в течение двух сезонов подряд, либо и вовсе отозвать его, если перевозчик не выполняет рейсы, говорит он. Если комиссия найдет основания для отзыва, то у Red Wings есть два пути – смириться или опротестовать решение в суде, где привести доказательства в свою пользу и доказать, что рейсы выполняются.
В принципе, любая компания вправе подать заявление на частоты, для этого нужно написать технико-экономическое обоснование и представить его в Росавиацию, говорит партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков. «Победа» могла пообещать направить в Батуми больше рейсов, обеспечить загрузку направления, считает юрист. В случае если Red Wings снимут с направления, то уже проданные билеты можно будет вернуть, так что пассажиры не пострадают, полагает Плешаков.
Маршрут может приносить авиакомпании прибыль, если обеспечено не менее одного рейса туда-обратно семь раз в неделю, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Если авиакомпания летает в тот или иной город меньше чем пять дней в неделю, то отбить инвестиции в перелеты крайне трудно. Как правило, такие маршруты живут недолго, говорит Рыбак. Но другой вопрос, есть ли достаточно пассажиров на линии Москва – Батуми. Тот факт, что Red Wings летает дважды в неделю с не самой высокой загрузкой бортов, свидетельствует об обратном, рассуждает Рыбак.
Батуми – курортный город, популярное и привлекательное направление, особенно после девальвации рубля, говорит Ганелин. К тому же «Победа» не летает в Крым, поэтому авиакомпания ищет любую возможность увеличить курортный туристический поток, считает аналитик. «Победа» действует агрессивно, говорит гендиректор Рыбак. Вопрос лишь в том, удастся ли заманить пассажиров на рейсы в этом направлении в случае успеха, продолжает эксперт.