Лоукостер «Победа» пытается выгнать конкурента из Батуми
Возможно, «дочка» «Аэрофлота» хочет летать туда сама
«Победа» попросила Росавиацию отозвать допуск авиакомпании Red Wings по маршруту Москва – Батуми, говорится в материалах Росавиации. Red Wings не использовала эти частоты более двух лет, следует из документов. Росавиация переадресовала вопрос межведомственной комиссии при Минтрансе по допуску к международным перевозкам, которая рассмотрит его в предстоящий понедельник, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
Он указывает, что Red Wings не летала в Батуми с апреля 2016 г. и начала перевозку пассажиров только этим летом. Комиссия уже рассматривала возможность отозвать допуск, но оставила частоты за перевозчиком, добавил чиновник.
Представитель Red Wings подтвердил, что перевозку пассажиров компания начала в июне, до этого компания ждала, когда начнутся поставки дополнительных самолетов. «Сейчас в парке компании 12 самолетов, из которых семь самолетов Ту-204 и 214, еще два Airbus 321. «Три Airbus 320 уже доставили нам в этом году, скоро прибудет четвертый борт», – говорит он.
Сейчас по межправительственному соглашению с Грузией в Батуми летает три авиакомпании – S7, «Уральские авиалинии» и Red Wings, говорит чиновник. В материалах к межведомственной комиссии при Минтрансе говорится, что Red Wings может летать до семи раз в неделю по маршруту Москва – Батуми. Представитель Red Wings сказал, что авиакомпания летает в Батуми дважды в неделю. Средняя загрузка бортов в июне 2017 г. была 78%, в июле – около 85%. Глубина продаж на август – 45%, на сентябрь – 7%, сообщил он. В начале года «Победа» получила допуск Росавиации на рейсы из Санкт-Петербурга в Батуми – до трех раз в неделю, но летать по этому маршруту так и не начала.
Представители Минтранса и «Победы» не ответили на вопросы «Ведомостей». Видимо, лоукостер сам хочет получить доступ на этот маршрут, полагает аналитик «Атона» Михаил Ганелин.
Россияне летают
Попытка отозвать частоты из-за невыполнения заявленных полетов – один из стандартных способов борьбы с конкурентами в отрасли, отмечает руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP Алексей Горлатов. Авиавласти могут изменить допуск, если авиакомпания не выполняет хотя бы 80% от заявленных по маршруту полетов в течение двух сезонов подряд, либо и вовсе отозвать его, если перевозчик не выполняет рейсы, говорит он. Если комиссия найдет основания для отзыва, то у Red Wings есть два пути – смириться или опротестовать решение в суде, где привести доказательства в свою пользу и доказать, что рейсы выполняются.
В принципе, любая компания вправе подать заявление на частоты, для этого нужно написать технико-экономическое обоснование и представить его в Росавиацию, говорит партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков. «Победа» могла пообещать направить в Батуми больше рейсов, обеспечить загрузку направления, считает юрист. В случае если Red Wings снимут с направления, то уже проданные билеты можно будет вернуть, так что пассажиры не пострадают, полагает Плешаков.
Маршрут может приносить авиакомпании прибыль, если обеспечено не менее одного рейса туда-обратно семь раз в неделю, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Если авиакомпания летает в тот или иной город меньше чем пять дней в неделю, то отбить инвестиции в перелеты крайне трудно. Как правило, такие маршруты живут недолго, говорит Рыбак. Но другой вопрос, есть ли достаточно пассажиров на линии Москва – Батуми. Тот факт, что Red Wings летает дважды в неделю с не самой высокой загрузкой бортов, свидетельствует об обратном, рассуждает Рыбак.
Батуми – курортный город, популярное и привлекательное направление, особенно после девальвации рубля, говорит Ганелин. К тому же «Победа» не летает в Крым, поэтому авиакомпания ищет любую возможность увеличить курортный туристический поток, считает аналитик. «Победа» действует агрессивно, говорит гендиректор Рыбак. Вопрос лишь в том, удастся ли заманить пассажиров на рейсы в этом направлении в случае успеха, продолжает эксперт.