«Победа» делает ставку на регионы

Авиакомпания в полтора раза увеличивает количество региональных рейсов
«Победа» вполне может найти хороший спрос
«Победа» вполне может найти хороший спрос / Максим Стулов / Ведомости

Авиакомпания «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») почти в полтора раза увеличила частоту полетов на региональных направлениях, сообщил перевозчик. В начавшем действовать с 26 марта летнем расписании запланировано 3012 рейсов без посадки в Москве против 2050 в летнем расписании 2016 г.

Увеличена маршрутная сеть и частота рейсов из Санкт-Петербурга: полеты выполняются в Екатеринбург, Владикавказ, Волгоград, Махачкалу, Нальчик и Ростов-на-Дону. Из Екатеринбурга – в Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи и Анапу. Из Махачкалы помимо Санкт-Петербурга «Победа» начала летать в Сургут. Из Самары «Победа» летает в Алма-Ату. Сезонная программа из Сочи состоит из шести региональных маршрутов – Екатеринбург, Казань, Нижнекамск, Пермь, Тюмень и Челябинск, из Анапы – Екатеринбург и Пермь. Кроме того, в летнем расписании полетов (кроме календарного лета) выполняются рейсы из Ростова-на-Дону в Баку и Тбилиси.

Таким образом, доля региональной маршрутной сети достигла 22,64% от всей сети лоукостера, тогда как годом ранее было всего 13,56% (без учета сезонной программы в Сочи и Анапу). Количество региональных направлений выросло с 8 до 12, уточняет представитель «Победы». «Мы видим очень хороший спрос на низкобюджетные перевозки у регионального пассажира. Россиянам выгоднее прямые рейсы без стыковок в Москве, – продолжает представитель перевозчика. – Еще на этапе создания «Победы» мы говорили, что будем повышать транспортную доступность регионов России». С начала полетов в декабре 2014 г. «Победа» перевезла около 1 млн пассажиров на рейсах не из Москвы, доля региональных рейсов за это время – 12%.

«Аэрофлот» и его крупнейшая «дочка», «Россия», наоборот, концентрируются на перевозках через московские хабы – соответственно «Шереметьево» и «Внуково». Сокращение «Россией» (в 2016 г. в нее влились другие «дочки» «Аэрофлота» – «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии») маршрутной сети из Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону вызвало в прошлом году жалобы региональных правительств, в Минтрансе была даже создана специальная рабочая группа. Летом Минтранс предложил и вовсе приватизировать «Россию». Одной из целей такой сделки называлось развитие перевозок из Санкт-Петербурга.

Параллельно аэропорт «Пулково» запустил специальную программу, мотивирующую перевозчиков развивать маршрутную сеть. Среди прочего она предусматривает бонусы как за открытие новых и восстановление закрытых маршрутов, так и за увеличение частоты по уже имеющимся направлениям. В последнем случае сборы за взлет/посадку могут быть снижены на 5–15% в зависимости от увеличения частоты, говорится на сайте аэропорта. По всем направлениям «Победа» уже сейчас летает из «Пулково», но лоукостер сможет претендовать на бонус за увеличение частоты, комментирует представитель компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, концессионер «Пулково»).

«Это логично: группа «Аэрофлот» закрывает все возможные ниши, которые есть на рынке. Кому это делать в группе – вопрос тонкой настройки, но так как платежеспособность в регионах относительно низкая, то целесообразно лоукостеру», – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Региональные перевозки – самый низкомаржинальный сегмент рынка, добавляет эксперт. «Санкт-Петербург – огромный город, других лоукостеров здесь нет, «Победа» вполне может найти хороший спрос», – согласен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. Конечно, каннибализация между «Победой» и «Россией» есть (обе базируются во «Внуково», «Россия» – также в «Пулково»), что будет и дальше негативно влиять на результаты последней, добавляет он.

«Победа» вполне может найти хороший спрос