Продажи новых автомобилей выросли в мае на рекордные 14,7%
Эксперты по-прежнему опасаются называть этот рост устойчивым трендомПродажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в мае 2017 г. выросли год к году на 14,7% до 124 990 машин, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): это рекордный месячный рост за последние четыре года. За январь – май рынок вырос на 5,1% до 577 449 автомобилей.
Однако по сравнению с апрелем 2017 г. продажи упали на 3,5%, свидетельствует статистика. Май с точки зрения сезонности практически всегда меньше апреля как раз за счет ежегодных праздников, говорит руководитель экспертно-аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин.
Положительная динамика наблюдается для большинства игроков на рынке и это является важным фактором для того, чтобы процесс восстановления рынка получил дальнейшее развитие и превратился в долговременный тренд, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Локомотивом продаж становятся автомобили массового сегмента, указывает директор «Рольф юг» Павел Серебренников. По данным АЕБ, в мае продажи 10 самых популярных брендов (Lada, Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Skoda, ГАЗ и Ford) выросли на 6–28%, а суммарные продажи за пять месяцев упали только у Toyota и Nissan – на 6 и 7% соответственно.
По словам представителя Nissan, сейчас в линейке компании нет двух моделей, продававшихся в 2016 г., – Juke и Tiida, компания ожидает возвращения Juke в июле 2017 г. Основной движущей силой бренда стали его традиционные бестселлеры – X-Trail, Qashqai и Almera, указывает представитель Nissan.
«Поставленные цели достигнуты, – ответила представитель Toyota на запрос «Ведомостей». – Для Toyota в России по-прежнему главным приоритетом является удовлетворенность клиентов».
В мае автопроизводители – Kia, Skoda, Nissan и Mazda – стимулировали спрос дополнительными скидками и акциями на существующие и новые модели автомобилей, объясняет заместитель правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. Также у «Автоспеццентра» растут корпоративные продажи, отмечает он. Многие клиенты давно откладывали покупку нового автомобиля и сейчас мы также наблюдаем эффект отложенного спроса, считает Зябин.
Некоторые премиальные бренды в мае продолжили снижать продажи: Lexus (-20%), Audi (-14%), Porsche (-6%), Infiniti (-5%). При этом бренды Mercedes-Benz, BMW и Land Rover показали рост (8, 7 и 6% соответственно). Рост спроса в премиальном сегменте напрямую зависит от появления новых моделей, поясняет Зиновьев. По его словам, такое падение Lexus объясняется рекордно высокой базой прошлого года, вызванной ажиотажным спросом на новые кроссоверы NX и RX; а сейчас клиенты ждут выхода в июне нового Audi Q5, что поможет бренду показать лучший результат. В 2015 г. девальвация рубля подтолкнула многих совершить покупку премиального автомобиля раньше запланированного срока, обычный срок владения такими машинами – 2–3 года, указывает Серебренников: к осени в премиальном сегменте ожидается восстановление спроса.
Однако текущие продажи авторынка далеки от докризисных пиковых показателей, отмечает председатель совета директоров «Авилона» Андрей Павлович, поэтому рост в 15% – это по-прежнему колебания, которые не определяют тренд, и разворот может быть мгновенным.