Автопром не останется без господдержки

Но льгот по ввозу автокомпонентов больше быть не должно, предлагает Минэкономразвития
Ежегодная господдержка автопрома планируется на уровне 65 млрд руб.
Ежегодная господдержка автопрома планируется на уровне 65 млрд руб. / Юрий Смитюк / ТАСС

Минэкономразвития совместно с Минпромторгом планирует до конца лета разработать новый механизм поддержки автопрома взамен соглашений о промсборке и ввести его в действие ориентировочно с 2019 г., рассказал «Ведомостям» директор департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Александр Масленников. Действие соглашений о промсборке истекает в 2018–2020 гг.

Новый механизм не будет предусматривать льготных ввозных пошлин (преимущественно нулевых) на автокомпоненты, говорит Масленников. Это нужно для развития местной автокомпонентной отрасли: сейчас автоконцернам зачастую выгоднее импортировать детали. Это же снижает интерес глобальных поставщиков открывать свои заводы в нашей стране, увеличивать локализацию производства, поясняет чиновник. К тому же Россия не может сохранить льготы. Они должны быть отменены с 1 июля 2018 г. Это было одним из условий вступления России в ВТО.

При этом автоконцерны сохранят доступ ко всем программам господдержки отрасли – госзакупкам, льготному кредитованию и лизингу, компенсации утилизационного сбора и проч. В прошлом году на эти цели – без учета утилизационного сбора – бюджет потратил почти 60 млрд руб. Ежегодная поддержка отрасли планируется на уровне 65 млрд руб., следует из проекта стратегии развития автопрома.

Если соглашения о промсборке могли подписываться с пулом инвесторов и касались всего их модельного ряда, то новые предполагается подписывать только с одной компанией и под конкретные модели. Стартовая локализация производителя должна быть не менее 60%, продолжает Масленников. Другой вариант – 60% в среднем по моделям в одном классе. Цифра не случайная: 60%-ная локализация – это одно из обязательств участников соглашений о промсборке помимо создания или увеличения мощностей для выпуска 300 000–350 000 машин в год и использования местных двигателей либо коробок передач.

Автоконцерны будут обязаны увеличить уровень локализации моделей, например, до 80%, говорит Масленников. Именно такой ориентир указан в написанном Минэкономразвития проекте стратегии автопрома до 2025 г.

Будет и обязательство по развитию экспорта, продолжает Масленников, но показатель пока не определен. Он напомнил, что в проекте стратегии развития автопрома целевой ориентир по экспорту автомобилей – примерно 15% от их общего производства в стране. «Но мы понимаем, что не для всех такой объем достижим», – замечает Масленников.

Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил. «Государство заинтересовано в углублении локализации компонентов, вот под это мы и будем оказывать господдержку, – говорил весной замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. – Чем дольше мы продлеваем льготы по ввозу конкретных автокомпонентов, тем дольше инвесторы не будут инвестировать в их локализацию».

Потеря доступа к господдержке будет болезненной для автозаводов. По данным Минпромторга, с использованием разных программ в прошлом году в России был продан каждый второй автомобиль.

Лидеру рынка – «АвтоВАЗу» новый подход мало чем грозит. Как рассказал его представитель, сейчас минимальная локализация моделей Lada превышает 60%, а средний уровень – 80%. Полностью от импорта компонентов уйти нельзя, замечает он. Локализация некоторых, например электроники, «не имеет экономических предпосылок». Об этом говорят и сотрудники двух других автоконцернов. Представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус» сказал, что его компания заинтересована в увеличении уровня локализации. Сейчас этот показатель составляет 47%. При этом компания хотела бы сохранить льготы по импорту компонентов. По условиям ВТО это не представляется возможным, но власти скорее всего найдут другой способ снижения затрат на ввозимые компоненты – из-за сильно сократившегося рынка, считает сотрудник другого автопроизводителя. По этой же причине отмена льгот не будет стимулировать появление компонентных производств – заказы автозаводов не обеспечат их нормальную загрузку, добавляет он.

Поддержка автопрома сокращается, но не уходит полностью – для отрасли в условиях сократившегося рынка это хорошая новость, комментирует предложения Минэкономразвития аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Плюс государство не просто помогает заводам, но и стимулирует увеличение добавочной стоимости внутри страны, указывает он.