Энергетические гиганты делают ставку на газ

Они создают новые рынки, а Shell экспериментирует с СПГ-заправками
У Shell уже есть специальные заправки, где грузовики могут заправиться газом
У Shell уже есть специальные заправки, где грузовики могут заправиться газом / Shell

Крупнейшие нефтяные компании стали уделять больше внимания работе с природным газом. Они ждут, что в ближайшие 20 лет спрос на него в мире будет расти быстрее, чем на остальные виды ископаемого топлива. Отчасти это связано с ужесточением экологических стандартов по всему миру, которые дают газу преимущество перед нефтью и углем. Поэтому они хотят обеспечить себе рыночную долю.

Сейчас на долю природного газа приходится примерно половина производства крупнейших нефтяных компаний, и ожидается, что в ближайшие годы она только увеличится. Так, французская Total планирует к концу десятилетия увеличить мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) на 50%. А британская BP ожидает, что за тот же период доля газа в ее производстве вырастет с 44% до примерно 60%. По оценкам итальянской Eni, на газ придется около 70% ресурсов, которые она сможет добыть на новых проектах к концу 2020 г.

Но Royal Dutch Shell активнее конкурентов работает над созданием рынка СПГ как транспортного топлива. У нее уже есть специальные заправки, в том числе в портовой зоне Валхафен в Роттердаме, где грузовики могут заправиться газом. Поглощение BG Group примерно за $50 млрд ранее в этом году сделало газ важнейшей частью бизнеса Shell. Благодаря сделке компания также стала крупнейшим независимым производителем и продавцом СПГ, который можно транспортировать морским путем, как нефть.

Несмотря на оптимистичные прогнозы компаний, они делают ставку на газ в непростое для рынка время. Цены на газ связаны с ценами на нефть, которые рухнули в последние два года. Также рынок СПГ уже страдает от избытка предложения, и его поставки еще вырастут. По прогнозам Bank of America Merrill Lynch, новые СПГ-проекты в Австралии и США увеличат производственные мощности еще на 135 млн т в год к 2020 г., т. е. глобальное предложение вырастет на 50%. Между тем спрос на таких традиционных рынках, как Япония и Южная Корея, не растет или даже снижается на фоне экономических проблем.

Такие проблемы заставляют Shell и ее конкурентов менять бизнес-модели. Поэтому они не просто сосредоточены на добыче газа и его продаже клиентам по долгосрочным контрактам, как делали это много лет. Вместо этого энергетические гиганты стремятся создать новые рынки газа, инвестируя в терминалы для импорта СПГ и другую необходимую инфраструктуру. В целом их подход похож на стратегию их нефтяных подразделений, которые ищут нефть, добывают и перерабатывают ее, а затем продают потребителям на АЗС. «Им необходимо стать изобретательнее, чтобы создать спрос, – говорит старший аналитик Bernstein Research Нил Беверидж. – В условиях избытка предложения побеждает тот, у кого уже есть позиция на рынке».

Total ведет переговоры с Кот-д'Ивуар, Марокко, Индонезией и другими странами о создании инфраструктуры для импорта СПГ. Этому способствуют новые технологии, которые позволяют развивающимся странам выходить на рынок с гораздо меньшими затратами. В некоторых случаях Total даже думает об инвестициях в электростанции, чтобы стимулировать спрос в новых регионах. «Сейчас много инноваций – технических, коммерческих и изменений в бизнес-моделях, – утверждает руководитель газового подразделения Total Лоран Вивье. – Сейчас открыто окно невероятных возможностей».

Shell активно занялась лоббированием в правительствах разных стран экологических преимуществ природного газа перед углем и нефтью. Компания тесно сотрудничала с Иорданией в разработке планов по строительству новой инфраструктуры для импорта СПГ. Когда в 2015 г. в Иордании открылся СПГ-терминал, Shell стала основным поставщиком. В августе компания подписала соглашение о поставке СПГ в Гибралтар, которое включает и строительство инфраструктуры.

Интерес Shell к Иордании подчеркивает роль развивающихся стран в росте спроса на газ, так как им требуется дешевое топливо. В этом году основными драйверами спроса на СПГ были Иордания, Пакистан и Египет. По прогнозам Wood Mackenzie, новые импортеры СПГ увеличат мировой спрос на 16%, или на 40 млн т в год. «Произошел сдвиг парадигмы, – говорит Фрэнк Харрис из Wood Mackenzie про интерес к развивающимся рынкам. – Еще три года назад компании были готовы уступить конкурентам целый ряд развивающихся стран».

Shell стремится не только расширить свой бизнес географически, но и пытается занять место на рождающемся рынке СПГ как транспортного топлива. Сейчас у нее есть заправочные СПГ-станции для грузовиков в США и Нидерландах. Правда, в этом году ей пришлось закрыть две такие заправки в Канаде, во многом из-за слабого спроса. Но компания заявляет, что по-прежнему видит в этой технологии большие возможности.

Shell также нацелена на рынок морских перевозок в надежде, что ожидаемое ужесточение экологических стандартов заставит больше грузоперевозчиков перейти на использование СПГ в качестве топлива. Кроме того, Shell планирует управлять работающими на СПГ баржами в Роттердаме и заправлять корабли с грузовиков в Сингапуре к 2018 г. В этом году Shell подписала соглашение с Carnival о поставке СПГ в некоторые порты для заправки двух ее круизных лайнеров. К концу 2020 г. Shell намерена создать почти глобальную сеть поставок СПГ-топлива кораблям.

Но у роста рынка СПГ как транспортного топлива есть серьезное препятствие – нехватка инфраструктуры в портах и на дорогах. На его преодоление потребуется время, признает Мартен Ветселар, который руководит соответствующими подразделениями Shell. Но освоение потенциальных рынков станет «большой наградой» за приложенные усилия, уверен он.

Перевел Алексей Невельский