Перспективы СПГ-проектов ухудшились из-за низких цен на нефть

Компании, включая Chevron и Royal Dutch Shell, уже инвестировали в них около $250 млрд
Tomohiro Ohsumi
Tomohiro Ohsumi / Bloomberg

Инвесторы в крупные терминалы по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в таких странах, как Австралия и Канада, могут потерять миллиарды долларов, поскольку перспективы отрасли ухудшились из-за снижения цен на нефть. Пока они не восстановятся, это будет негативно влиять на прибыль энергетических компаний, включая Chevron и Royal Dutch Shell, которые за последние семь лет вложили в СПГ-проекты примерно $250 млрд, чтобы удовлетворить растущий в Азии спрос на более чистые виды топлива.

Для финансирования дорогих проектов компании обычно соглашались продавать большую часть газа еще до их завершения по стоимости, связанной с уровнем цен на нефть. Но такая модель ценообразования означает, что выручка производителей СПГ во время первых поставок будет значительно меньше, чем если бы стоимость нефти находилась около пикового уровня в $116 за баррель, как это было еще шесть месяцев назад. Баррель нефти марки Brent стоит уже примерно $64.

Из-за этого на прошлой неделе группа инвесторов во главе с малайзийской Petronas на неопределенный срок отложила строительство СПГ-терминала стоимостью $32 млрд на тихоокеанском побережье Канады. А в США компании, добывающие дешевый сланцевый газ и планировавшие экспортировать его в виде СПГ в Азию, поняли, что столкнутся с более жесткой конкуренцией.

Для безубыточности большинству СПГ-проектов в Австралии необходимо, чтобы газ стоил по меньшей мере $12-14 за 1 млн британских термальных единиц (BTU), согласно оценкам Credit Suisse и Wood Mackenzie. А для некоторых более дорогих проектов цена на газ должна быть еще выше.

Цены на СПГ в Азию уже опустились ниже $10 за 1 млн BTU. Таким образом, многие проекты вряд ли будут прибыльными. Аналитик Credit Suisse Марк Сэтер связывает это с решением ОПЕК, когда на заседании в конце ноября организация решила не сокращать добычу нефти, после чего нефть вновь стала дешеветь. «ОПЕК все испортила, - говорит он. - Доходность проектов при таких ценах ужасна».

Как уверены многие эксперты, спрос на СПГ вырастет в ближайшие десятилетия, поскольку такие азиатские страны, как Китай, будут стараться ускорить модернизацию и использовать вместо угля чистое топливо. Спрос на СПГ, вероятно, останется высоким и в более развитых странах Азии, например Южной Корее и Японии, у которых не хватает собственных запасов ископаемого топлива. После аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 г. использование СПГ в Японии увеличилось еще больше.

Обычно на продажу СПГ заключают контракты длительностью до 30 лет. Поэтому быстрое восстановление цен на нефть может поспособствовать прибыльности проектов в том случае, если компании смогут выдерживать давление достаточно долго. Так, австралийская компания Santos, крупный инвестор в СПГ, была вынуждена сократить расходы после неудачной попытки провести эмиссию гибридных долговых ценных бумаг.

На восточном побережье Австралии британская нефтегазовая компания BG Group должна скоро начать эксплуатацию нового СПГ-терминала Queensland Curtis (QCLNG). Стоимость его строительства несколько раз увеличивалась и составила более $20 млрд, что на треть больше изначального бюджета. Он расположен на острове неподалеку от двух других гигантских терминалов, принадлежащих конкурентам, среди которых Santos, Total и ConocoPhillips.

BG должна осуществить первую поставку СПГ оттуда в Азию в этом месяце. В компании по-прежнему оптимистично смотрят на перспективы проекта QCLNG, миноритарный инвестор и основной клиент которого - китайская CNOOC. На этой неделе BG также улучшила свой баланс, продав за $5 млрд основной трубопровод проекта австралийской APA Group. «С точки зрения экономики QCLNG привлекательный и конкурентоспособный проект при широком диапазоне цен на нефть», - сказал представитель BG в Брисбене.

На западном побережье Австралии находится СПГ-проект Gorgon, которым управляет компания Chevron при поддержке Shell и ExxonMobil. С 2009 г., когда началось строительство терминала, стоимость проекта увеличилась на 45% до примерно $54 млрд. Ожидается, что проект будет завершен и сдан в эксплуатацию в 2015 г. Представитель Chevron в Калифорнии отказался комментировать снижение цен на нефть. Но как говорила в октябре Пэт Яррингтон, финансовый директор Chevron, четыре основных проекта компании, включая Gorgon, быстро превратятся из «денежных потребителей» в «денежные генераторы».

Австралия сильнее остальных может пострадать от снижения цен на нефть, так как в стране строятся сразу семь экспортных СПГ-терминалов общей стоимостью более $160 млрд. Эта сумма близка к ВВП Вьетнама. Еще до 2020 г. Австралия может опередить Катар в качестве крупнейшего экспортера СПГ. Ее привлекательность объясняется близостью с Азией и стабильной политической обстановкой.

«Очевидно, многие австралийские проекты рискуют приносить недостаточно прибыли, - отмечает аналитик Wood Mackenzie Иэн Эшкрофт. - Некоторые уже испытывают проблемы из-за превышения стоимости, но влияние цен на нефть на денежные потоки на раннем этапе также экономически критично для проектов».

Более того, на СПГ-проекты в Австралии негативно повлияли и другие факторы, в том числе неблагоприятные изменения валютных курсов и забастовки рабочих. Это отличает их от проектов в странах Ближнего Востока, где, например, Катар использует дешевый труд иностранных рабочих.

В других регионах - Канаде и странах Восточной Африки, как Танзания и Мозамбик - где компании еще не начали строить десятки запланированных СПГ-терминалов, они, вероятно, задумаются о том, насколько это удачное время для новых инвестиций на сотни миллиардов долларов.

Американские компании, добывающие сланцевый газ и собирающиеся его экспортировать, менее уязвимы перед длительным снижением цен на нефть. Обычно они подписывают контракты, привязанные к ценам на газ в США, которые и так низкие вследствие сланцевого бума. Но с другой стороны, из-за снижения цен на нефть другие производители СПГ смогут больше конкурировать с американскими компаниями на международном рынке.

http://www.vedomosti.ru/library/library-persons/news/26020851/esli-kopat-kopat-i-kopat-chto-nibud-da-najdesh-sharif-suki

Сейчас в США строятся два СПГ-терминала, а еще несколько должны получить одобрение регуляторов. В штате Луизиана уже два года строится терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy. Проект должен быть завершен в конце 2015 г. Терминал Freeport в Техасе начали строить в ноябре, а его первые поставки ожидаются к 2018 г. В обоих этих проектах пришлось задуманные изначально как импортные СПГ-терминалы превращать в экспортные. Это делает их более дешевыми, чем австралийские проекты, поскольку уже имеется значительная часть инфраструктуры, включая трубопроводы и газовые хранилища. В Cheniere от комментариев отказались, а представитель Freeport заявила, что уже подписаны контракты, которых должно хватить на прогнозируемое производство СПГ на ближайшие десятилетия.

Перевел Алексей Невельский