Покупатели впервые сократили сумму разовой траты в «Магните»

Средний чек в его магазинах сократился за квартал на 2%
Основное давление на продажи «Магнита» оказывает «ухудшение экономического положения населения в небольших городах»
Основное давление на продажи «Магнита» оказывает «ухудшение экономического положения населения в небольших городах» / А. Астахова / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер - краснодарский «Магнит» отчитался о полугодовых результатах продаж. Выручка сети выросла с начала 2016 г. на 14,49% год к году - до 519,46 млрд руб.

В июне продажи «Магнита» немного ускорились после замедления до 9,6% в мае. За июнь выручка ритейлера выросла на 13,5% год к году до 89,12 млрд руб. Продажи основного подразделения «Магнита» - одноименных «магазинов у дома» выросли на 13,3% до 66,4 млрд руб. К началу июля 2016 г. сеть «Магнита» выросла до 12 888 магазинов.

За первое полугодие 2016 г. сопоставимая выручка компании почти не изменилась по сравнению с январем - июнем 2015 г. (-0,52%).

При этом во II квартале 2016 г. оборот сопоставимых магазинов «Магнита» даже сократился на 1,41% (данные по магазинам, открытым до 1 июня 2015 г.). Сказалось сокращение среднего чека в «магазинах у дома» на 1% при росте покупательского потока на 2%, провал в трафике гипермаркетов на 10%, компактных гипермаркетов - на 6,6%, а также в магазинах косметики - на 5,33%. Средний чек упал в магазинах всех форматов «Магнита», кроме дрогери (+10,7%). В результате в среднем по компании сумма разовой покупки в сопоставимых магазинах упала впервые с 2010 г. - на 1,95%. До 2010 г. «Магнит» не раскрывал поквартальную динамику сопоставимых продаж - только I квартал, полугодие, 9 месяцев и весь год суммарно. Динамика среднего чека за эти периоды не была отрицательной никогда за всю историю отчетности ритейлера.

Основное давление на продажи «Магнита» оказывает «ухудшение экономического положения населения в небольших городах», отмечали на прошлой неделе аналитики «Сбербанк CIB»: «Потребители переходят на более дешевые товары, увеличивают объемы домашних заготовок и переключаются на открытые рынки».

При этом, по данным компании GfK, индекс потребительских настроений в России во II квартале 2016 г. вырос на 11 пунктов по сравнению с I кварталом, а до этого с 2014 г. он только падал. Россияне стали лучше чувствовать себя как в городской, так и в сельской местности, отметили эксперты. В Москве индекс уже вырос практически до докризисного уровня. Началось восстановление доходов, пояснили эксперты: во II квартале 2016 г. среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 г. Кроме того, потребители привыкли к экономической ситуации, и она больше их не шокирует.

Ситуация в экономике страны вряд ли быстро улучшится, отмечали аналитики «Сбербанк CIB», но основные негативные факторы для «Магнита» действительно ослабевают. «Дополнительную поддержку окажет ряд инициатив, предпринятых компанией», - надеются аналитики «Сбербанк CIB». Ранее топ-менеджмент «Магнита» обещал раскрыть планы по маркетингу, производству продукции под собственными брендами, обновлению магазинов в конце июля, после публикации результатов полугодия по МСФО. В результате к декабрю рост выручки «Магнита» может ускориться до 16%, считают аналитики «Сбербанк CIB».

С другой стороны, есть риски, что на результаты «Магнита» в июле - сентябре 2016 г. может негативно повлиять урожай, который ожидается хорошим в этом году, отмечает аналитик JPMorgan Елена Журонова.

Основной конкурент «Магнита» - X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») опубликует результаты продаж за полгода 19 июля. В I квартале X5 обгоняла «Магнит» по темпу роста продаж: ее выручка росла на 26,7% против 16,6% у краснодарского конкурента.