Ритейлеры предупредили сенаторов об угрозе продовольственной безопасности
Риски связаны с поправками в закон о торговлеАссоциация крупнейших торговых сетей России попросила председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко не допустить принятия поправок в закон о торговле в той редакции, в которой на прошлой неделе утвердили депутаты. Письмо Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят “Магнит”, X5 Retail Group, “Ашан”, “Дикси” и др. лидеры рынка) опубликовано на сайте ассоциации.
Речь идет о поправках в закон о торговле, которые были разработаны и внесены групппой депутатов во главе с Ириной Яровой и утверждены Госдумой во втором и третьем чтениях на последнем заседании весенней сессии 2016 г.
Итоговый вариант не учитывал основных предложений от правительства, указывает АКОРТ. В частности, депутаты одобрили включение услуг по логистике в общий расчет вознаграждения. Сам размер вознаграждения снижен с текущих 10% бонуса за объем закупок до 5% с учетом услуг по обработке и упаковке, маркетинга и т. д.
От ограничения вознаграждения сети 5% «выиграют производители качественных и востребованных покупателем товаров», заявлял на прошлой неделе “Ведомостям” Дмитрий Востриков, директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продтоваров «Руспродсоюз». Новые правила по вознаграждению приведут к тому, что ритейлеры станут тщательнее составлять «наиболее продаваемый ассортимент, который дает максимальную валовую торговую наценку, а не рекламные или прочие выплаты, говорил он.
Но новые правила фактически запрещают услуги по логистике от ритейла поставщику, пишет к Матвиенко АКОРТ. Это создаст “физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между субъектами федерации, остановит развитие инфраструктуры оптово-распределительных центров, поставив под сомнение не только поддержку фермеров, но и достижение декларируемых целей продовольственной безопасности”, считает ассоциация.
Если закон заработает в версии, одобренной депутатами, региональные производители не смогут на равных конкурировать с крупнейшими транснациональными компаниями, считает АКОРТ: традиционная реклама для маленьких поставщиков слишком дорога.
“У малообеспеченных слоев населения исчезает возможность купить товар по доступной цене, в том числе за счет выбора предложений в различных сетях. Инвестиции поставщиков в маркетинг, осуществляемый торговыми сетями, как раз и позволяют проводить акции со скидками на различные товары для покупателей. Принятие поправок резко ограничит эту возможность”, - поясняется в письме за подписью предстедателя президиума АКОРТ Ильи Ломакина-Румянцева.
Закон негативно скажется на всех участниках рынка, считает АКОРТ. Среди других последствий приятия закона в текущей версии - падение производства и загрузки производственных мощностей, закрытие или поглощение мелких предприятий более крупными игроками, рост издержек, падение продаж как розничных сетей, так и отечественного производителя, сокращение ассортимента в магазинах, сокращение рабочих мест, снижение общей прибыльности торговых сетей и налоговых отчислений и т. д.