Гольф: игра на миллиарды
Миллионы любителей гольфа ежегодно тратят на свое увлечение десятки миллиардов долларовМировой гольф – огромная индустрия, в которой только на экипировку тратится более $10 млрд в год. В гольф играют миллионы богатых и не очень богатых людей, а энтузиасты этого спорта думают, как сделать его более динамичным и привлечь новых поклонников.
Гольф – отражение жизни
Тренды, определяющие развитие гольфа, – те же, что формируют будущее нашей планеты, говорится в исследовании банка HSBC «Концепция развития гольфа до 2020 г.»: смещение центра в Азию, рост участия женщин, урбанизация, распространение цифровых технологий.
Большинство проектов полей для гольфа в 2008-2013 гг. реализовывалось в традиционных для игры регионах – Северной Америке (37%) и Европе (33%), говорится в исследовании, которое подготовили в 2014 г. специалисты практики по консультированию по вопросам гольфа KPMG. Однако в Северной Америке это были в основном проекты, связанные с обновлением и ребрендингом. Между тем доля Азии выросла до 20% с 15% в период с 2004 по 2008 г., в основном за счет Китая (несмотря на действующий там запрет на строительство полей для гольфа), за которым шли Южная Корея и Мьянма. В ходе опроса дизайнеров полей в 2014 г. KPMG спросила, в каких странах, по их мнению, следует ожидать наиболее быстрого роста строительства полей для гольфа в ближайшие пять лет. Китай назвали 53%, Индию – 40%, на 3-м месте оказались Россия и страны СНГ (38%), за ними шли Южная Америка и страны Карибского бассейна, а также Юго-Восточная Азия (по 35%).
Положительное влияние
Экономическое влияние турнира Ryder Cup, который проводился в 2010 г. в Celtic Manor под Ньюпортом в Уэльсе, проявилось на местном, региональном и национальном уровнях.
Совокупный прямой экономический эффект:
для Ньюпорта – $41 млн*
для юго-восточного Уэльса – $108 млн
для Уэльса в целом – $119,4 млн
Непосредственный эффект для экономики Уэльса сложился из следующих факторов: зрители (68%), подрядчики (17%), индустрия гостеприимства (11%), волонтеры (4%).
* суммы переведены из фунтов стерлингов в доллары по курсу на начало мая 2016 г. ($1,45/фунт)
Источник: Исследование Repucom «Мировой гольф»
В исследовании «Мировая индустрия гольфа 2015» аналитическая компания Repucom отмечает, что в процентном отношении больше всего гольфом интересуются в Корее и Таиланде – по 33% (опрашивались жители в возрасте 19-69 лет). Россия по этому показателю – 23-я из 28 стран, но в количественном выражении (7,9 млн) занимает 12-е место.
Приход гольфа из загородных клубов в города, нехватка свободного времени у горожан и желание привлечь молодое поколение означают упрощение игры и «переделку» полей, отмечает HSBC. Так, Франция, чтобы добиться проведения у себя в 2018 г. Ryder Cup (проходящий раз в два года турнир между топ-игроками Европы и США, разбитых на две сборные), пообещала открыть в городах сотни «укороченных» полей с 10 лунками вместо традиционных 18. Еще один набирающий силу фактор – распространение гаджетов и приложений, которые позволяют игрокам, например, определить расстояние до лунки, необходимую силу и направление удара, моментально загрузить свои результаты в интернет, а организаторам игр – использовать технологии для демонстрации и пояснений при трансляции партий. Участие в гольфе все большего количества женщин ведет к тому, что владельцам гольф-клубов нужно переоборудовать помещения так, чтобы они подходили скорее для семейного отдыха, чем для мужского времяпрепровождения.
Во многих странах поля для гольфа – важная часть туристического и ресторанно-гостиничного бизнеса, указывает HSBC. Связанные с гольфом турниры и мероприятия в мире собирают более $2 млрд в год. А объем рынка гольф-туризма, который особенно быстро растет в Азии и на Ближнем Востоке, превышает $1 млрд; строительство полей включено в национальные стратегии по развитию туризма в таких странах, как эмират Абу-Даби, социалистический Вьетнам и даже Куба, где гольф запретили после революции более полувека назад.
10 лучших гольф-полей в мире - рейтинг Golf Digest
Сколько стоит поиграть в гольф
С чисто инвестиционной точки зрения наличие поля для гольфа, будучи частью более масштабного девелоперского проекта, способствует росту стоимости входящих в него объектов, указывает KPMG в упоминавшемся выше исследовании «Стоимость девелопмента полей для гольфа в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке». (Респондентами в нем были разработчики, строители и операторы полей для гольфа из 32 стран региона EMEA, а также 40 профессиональных дизайнеров.) Примыкающее к полю жилье продается быстрее и по более высоким ценам, свидетельствуют результаты многолетних наблюдений; гольф способствует повышению спроса на гостиницы и апартаменты; может использоваться как инструмент «позиционирования» для возведения более дорогих и элитных объектов.
Аналогичные тенденции и в России. Подробнее см.
Наконец, профессионально спроектированное, построенное и управляемое поле может само по себе приносить хороший доход. Желание увеличить добавленную стоимость соседних объектов недвижимости стало причиной строительства поля для гольфа в 39% случаев, показало исследование KPMG, а в трети случаев основной целью было получение прибыли собственно на игре. Интересно, что в Восточной Европе (к этому региону относится Россия) 47% респондентов сказали, что главной мотивацией был их личный интерес к гольфу. Это самый высокий показатель в EMEA; в Великобритании и Ирландии, где гольф – часть давней традиции, а доля игроков и членов клубов высока, так ответили лишь 12%.
Обычно на строительство поля – от разработки концепции до ее реализации – уходит 4-5 лет, хотя процесс может затянуться из-за необходимости получать разрешения и согласования. Средняя стоимость 18-луночного поля в регионе EMEA согласно KPMG составила в 2008-2013 гг. 5,86 млн евро; по данным предыдущего исследования 2004-2008 гг. – 4,49 млн евро. Дешевле всего можно построить поле в Северной Европе – за 3,8 млн евро, а самые дорогие поля (9,4 млн евро) – на Ближнем Востоке, где – особенно в ОАЭ – в последние годы активно реализовывались проекты элитных клубов (см. график).
Стоимость полей в Восточной Европе тяготеет к верхней границе, но при этом по сравнению с предыдущим исследованием она показала самый значительный рост. Расходы на одну лунку подскочили в 4,5 раза до 367 000 евро (см. график), тогда как раньше они были самыми низкими в EMEA. «Последние проекты в Восточной Европе обычно более высокого качества, особенно в таких странах, как Россия и Беларусь, но также в Польше и Болгарии», – объясняет KPMG.
В бизнесе, связанном непосредственно с игрой в гольф, тоже вращаются большие деньги. По данным исследования американской Golf Datatech и японской Yano Research Institute, в 2014 г. объем мирового рынка экипировки для гольфа (клюшки, мячи, сумки, перчатки и обувь) составил $8,65 млрд. Первое место на нем с 40,7% занимают США, где количество игроков превышает 24 млн, а полей – около 15 000. В общей сложности продажи элементов экипировки составили $3,5 млрд, в том числе клюшек – $1,8 млрд и мячей – $760 млн. Интересно, что американские гольфисты используют гораздо больше мячей (51,6% мировых продаж), но не так много клюшек (35,6%).
За США следует Япония (24,3%), где около 8 млн игроков тратят на экипировку $2,1 млрд, затем с большим отрывом идут Корея (7,1%), Великобритания (5,2%) и Канада (4,6%), где в гольф играет более 15% населения против 5-8% в других ведущих странах.
Данные о продажах одежды для гольфа не собирались, но на основных рынках, таких как США и Япония, они равны примерно 25-35% от продаж экипировки. Если в мире соотношение аналогичное, продажи одежды составляют $2,2-3 млрд в год, делают вывод Golf Datatech и Yano Research Institute.
Топ-10 рынков экипировки для гольфа
Игра для престарелых и опытных
Если в развивающихся странах, например в Китае, который занял 6-е место с продажами экипировки на уровне $196 млн, количество игроков в последние годы неуклонно растет, то в таких традиционных центрах игры, как США и Великобритания, специалистам приходится решать, как противостоять снижению популярности гольфа, особенно среди молодых людей. По данным Национального фонда гольфа США (NGF), занимающегося исследованиями в этой области, в 2015 г. количество людей, сыгравших хотя бы одну партию, снизилось до 24,1 млн с 24,7 млн в 2013 г. и в 2014 г. (а в 2005 г. их было 30 млн). В Великобритании членство в гольф-клубах сократилось с максимальных 882 000 в 2004 г. до 675 000 в 2015 г.
Самые эффективные
Самые рентабельные поля в регионе «Европа, Ближний Восток и Африка» – на Ближнем Востоке, показало другое исследование KMPG. В 2012 г., когда оно было проведено среди 250 владельцев и операторов полей, 76% респондентов на Ближнем Востоке сообщили о хороших или отличных бизнес-результатах. В Южной Африке таких было 62%, в Центральной Европе (Австрия, Германия, Швейцария) – 46%, в Великобритании и Ирландии – 37%. Хуже всего дела обстояли в Восточной Европе – лишь 16% «хороших» результатов (но тогда там не учитывались Россия и страны СНГ).
Уменьшается и число полей: по данным NGA, с 2006 г. ежегодно закрывается примерно 160-180. В 2015 г. закрылось 177, тогда как открылось новых 17. NGA насчитала в США в общей сложности 14 288,5 полей на 15 204 объектах (9-луночное поле считается за 0,5, объект – комплекс с по крайней мере одним полем любого размера). Правда, специалисты NGA называют этот процесс «ребалансировкой рынка», который ищет правильное соотношение спроса и предложения после того, как в 1990-2005 гг. открылось более 4500 полей. Многие из них были частью жилых комплексов, и падение продаж домов из-за рецессии привело к тому, что средств на содержание этих полей стало не хватать. Большинство закрывающихся полей не имеют клубной структуры и существовали на плату за сыгранные партии, а не на членские взносы.
Правда, число тех, кто впервые сыграл в гольф в США, в 2015 г. составило 2,2 млн – это максимум с 2002 г., свидетельствуют данные NGF (после кризиса 2008 г. минимальное количество новичков было зафиксировано в 2011 г. – 1,5 млн). Проблема в том, что многих интересующихся гольфом не удается увлечь в такой степени, чтобы они продолжали регулярно играть, отмечают специалисты. Они называют такие причины: в современной жизни все меньше людей, которые могут и хотят потратить 4-6 часов на партию в гольф. Кроме того, рост цен на оборудование, высокие членские взносы в клубах (например, в Trump National Golf Club, клубе класса люкс Дональда Трампа в штате Нью-Йорк, нужно заплатить $350 000 вступительного взноса и $18 000 ежегодных взносов), с одной стороны, сделали игру недоступной для многих представителей среднего класса, которым после кризиса пришлось сокращать расходы, а с другой – создали гольфистам образ престарелых богатеев. Наконец, многие новички чувствуют себя неуютно, попав на поле для гольфа: никто не объясняет им правила и способы игры.
Игра для молодых новичков
Медлительность игры действительно может быть серьезной проблемой, считает Колин Шихан, тренер мужской команды Йельского университета. «Что нужно, так это культура быстрой игры, где гораздо меньше копания и волокиты», – сказал он журналу Fortune. Ему вторит Гай Киннингс, руководитель спортивного агентства IMG Golf: «Любительский гольф должен быть более понятным, доступным и быстрым» (цитата по Financial Times). Набирает популярность SpeedGolf, где результат складывается из количества ударов и времени, затраченных на прохождение 18 лунок – в прошлом году в Чикаго состоялся первый чемпионат мира.
Но и традиционный гольф меняется. Легенда гольфа Джек Никлаус с 2007 г. призывает вводить поля с 12 лунками (и одно такое поле даже построил сам). Звучат предложения увеличить размер лунки с нынешних 4,25 дюйма вплоть до 15 люймов (т. е. с 10,8 см до 38,1 см).
Идею сделать гольф более быстрым и интересным, особенно для молодежи, стал реализовывать самый титулованный гольфист мира Тайгер Вудс. Его компания, занимающаяся проектированием полей для гольфа, в 2015 г. открыла клуб Bluejack National под Хьюстоном. В нем есть зона под названием Playgrounds – поле с 10 лунками длиной от 35 до 108 ярдов (32-99 м), что значительно короче традиционных. Можно играть сколько угодно лунок в любом порядке. Вечером и ночью поле освещают прожектора, а из колонок звучит музыка.
В Bluejack National есть изменения и на традиционном поле: вся трава на нем одинаковой высоты, нет участков с высокой травой, убраны и все кустарники. Это сделано для того, чтобы игроки не искали вылетевший с фервея мяч, на что нередко уходит много времени. Благодаря этому 9 лунок можно пройти за 70 минут, говорит Майкл Эбботт, один из дизайнеров поля. «Все боятся сделать свое поле слишком легким. Не знаю, говорил ли им кто-нибудь, что сейчас пройти поле крайне тяжело? Так что плохого в том, чтобы облегчить это дело? Игра ведь должна приносить радость, да?» – поделился он мнением с The Wall Street Journal.
«Гольф должен стать более дружественным по отношению к новичкам, – признает гендиректор NGF Джо Бедитц. – Сейчас это как АЗС: вот наша цена, хотите – берите, не хотите – не надо». Многие желающие попробовать себя в игре даже не знают, как к ней подступиться, ведь традиционно людей приводят на поле родственники или друзья, уже играющие в гольф. Поэтому в США действуют ряд программ, например Get Golf Ready – пять групповых уроков за $99, хотя Бедитц признает, что информации о них недостаточно. В Англии ассоциация любительского гольфа England Golf работает с 450 клубами, предлагая 5-6-недельный курс за 30 фунтов ($44).
Интерес к гольфу должно повысить и его включение в программу Олимпийских игр – впервые с 1904 г.; ближайшие соревнования пройдут в Рио-де-Жанейро в этом году.
Незаконные поля
Кроме того, игра активно развивается в Азии. По данным NGF, в этом регионе реализуется наибольшее количество проектов в мире – более 200. Япония уже давно стала вторым по величине гольф-рынком в мире: ей потребовалось около 70 лет, чтобы количество жителей, считающих себя игроками в гольф, достигло 5-8% (такая же доля гольфистов в США). Корее, чтобы подойти к порогу в 5%, понадобилось около 30 лет. Теперь, отмечает Forbes, многие специалисты и связанные с гольфом бизнесмены смотрят на Китай, ожидая быстрого формирования рынка, в который будет вовлечено 5% жителей страны с населением 1,3 млрд человек (сейчас – 0,03%). В Китае, по разным оценкам, уже от 600 до 1000 полей.
Проблема в том, что строительство полей для гольфа в Китае запрещено с 2004 г. Правда, это не помешало девелоперам только за последующие пять лет построить около 400 полей, увеличив их количество втрое. «Строительство полей для гольфа в Китае, может, и незаконно, но за последнее десятилетие ни одна страна даже близко не может сравниться с Китаем по количеству таких объектов, введенных в строй. Этот спорт воплощает сам Китай, это барометр китайской экономики», – цитирует Financial Times Дэна Уошберна, автора книги «Запрещенная игра: гольф и китайская мечта». По его словам, поля для гольфа маскируют под «спортивные объекты», «зеленые зоны» – главное, не называть их своим именем. Правда, власти иногда могут начать проявлять активность – например, в марте 2015 г. было закрыто сразу 66 незаконно построенных полей. Тем более что председатель КНР Си Цзиньпин ведет активную борьбу с коррупцией, а «игра для богатых», как порой называют ее в официальных китайских СМИ, может использоваться для взяток. В прошлом году сообщалось, что Хань Цзян, бывший член постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, получил взяток на 6 млн юаней ($940 000), в том числе 1,86 млн юаней ($290 000) в виде членского взноса в Mission Hills Golf Club в Шэньчжэне, крупнейшем в мире гольф-комплексе с дюжиной 18-луночных полей.
Несмотря на то что индустрия гольфа в Китае, по словам Уошберна, «область крайне политизированная, юридически серая зона», в 2014 г. страна была включена в серию турниров PGA Tour, организатора основных мужских профессиональных гольф-туров.
Все, кто занимаются гольфом, осознают, как важно добиться увеличения количества игроков, говорит Давид Джой, генеральный директор England Club: «Если не станет играть больше людей, вся экономика гольфа начнет испытывать трудности».