Иран начал экспорт нефти после эмбарго
В понедельник первые три танкера (один из них – для «Лукойла») должны отправиться в ЕвропуПервые с 2012 г. танкеры с иранской нефтью должны в понедельник отправиться в Европу, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на иранских чиновников. По их словам, один из них, с 2 млн баррелей, зафрахтован французской Total, а два других доставят по 1 млн баррелей испанской Cepsa и Litasco, трейдинговому подразделению «Лукойла».
Это новые объемы нефти, которые Иран стал производить после снятия международных санкций в январе, отмечает WSJ. Сами санкции, введенные в 2012 г., привели к падению нефтяного экспорта более чем на 1 млн баррелей в день.
О том, что танкеры, предназначенные для французской, испанской и российской компаний, стоят под погрузкой, которая завершится в течение двух дней, заявил в воскресенье Пируз Мусави, управляющий директор Iranian Oil Terminals Company (IOTC). В субботу о том, что три танкера с 4 млн баррелей будут готовы к отправке в Европу в течение 24 часов, заявил Рокноддин Джавади, управляющий директор нефтяной госкомпании National Iranian Oil Company. Оба сообщения размещены на сайте IOTC; информации о том, что танкеры вышли в море, к вечеру понедельника по московскому времени на сайте не было.
В конце января агентство Reuters со ссылкой на трейдеров сообщало, что Litasco стала первым покупателем иранской нефти в Европе и она будет поставлена на НПЗ «Лукойла» в Румынии. Заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский тогда же заявил (его цитировал «Интерфакс»), что « Лукойл» обсуждает с Ираном возможность обмена поставками: «Эти свопы предполагают, что российская нефть попадала бы на рынок Ирана на севере, а в обмен Иран предоставлял в Персидском заливе «Лукойлу» или другим соответствующие объемы нефти».
Помимо трех танкеров для Европы Иран также продал еще три танкера в Азию, сообщало Reuters. Это традиционные для него рынки, и именно там, пишет WSJ, он планирует вернуть свою долю: Европа в 2012 г. ввела полное эмбарго на закупки у него сырья, в Азию же страна продолжала поставлять нефть в ограниченных объемах, находясь под санкциями. По данным WSJ, чтобы конкурировать с поставщиками из России и других стран, Иран сейчас снизил цены для НПЗ, расположенных на побережье Средиземного моря. Ранее газета сообщала, что иранские чиновники готов идти на небольшие уступки по цене, но стараются не соглашаться на большие скидки, а ищут другие способы организации поставок – в частности, в обмен на европейские товары или инвестиции в зарубежные НПЗ (чтобы получить более привлекательные условия в договорах о продаже сырья).
Загрузка танкеров для поставки в Европу началась после того, как европейские трейдеры и судоходные компании договорились о возможности их страхования. Недавно The American Steamship Owners Mutual Protection and Indemnity Association, или American Club, американская ассоциация страхователей грузов, сообщила, что санкции США, запрещавшие ей работать с грузами из Ирана, были сняты.
Перспектива возобновления экспорта иранской нефти дважды за последний год сильно влияла на котировки сырья. В июле 2015 г. цены, восстановившиеся в первом полугодии после падения в 2014 г., стали снижаться после того, как Иран договорился с «шестеркой» стран о прекращении реализации своей ядерной программы. Второй раз иранский фактор «сыграл» в январе 2016 г., когда участники рынка, и без того обеспокоенные тем, что избыток нефти никак не сокращается, осознали, что санкции будут сняты уже в середине месяца, фактически открыв иранской нефти путь на экспорт.
Представители Ирана говорили, что в качестве краткосрочной цели рассматривают наращивание суточной нефтедобычи на 500 000 баррелей. Как заявил в воскресенье заместитель министра нефти Рокнеддин Джавади (его слова привело государственное телевидение Press TV), она уже увеличена на 400 000 баррелей.