«Лукойл» обсуждает с Ираном своповые поставки нефти с каспийских месторождений

Трейдинговое подразделение компании – Litasco – купило первую партию нефти после отмены санкций
«Лукойл» ищет путь в Иран
«Лукойл» ищет путь в Иран / Е. Егоров / Ведомотси

«Лукойл» обсуждает возможность организации своповых поставок нефти в Иран с месторождений в Каспийском море, передал «Интерфакс» со ссылкой на заместителя министра энергетики Анатолия Яновского: «Эти свопы предполагают, что российская нефть попадала бы на рынок Ирана на севере, а в обмен Иран предоставлял в Персидском заливе «Лукойлу» или другим соответствующие объемы нефти». Представитель «Лукойла» от комментариев отказался.

У компании восемь нефтегазовых проектов на Каспии. В 2010 г. запущено месторождение им. Корчагина. Другой крупный проект – месторождение им. Филановского планируется запустить в этом году. На рынке сейчас жесткая конкуренция, своповые поставки – гарантия сбыта каспийской нефти, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.

В пятницу Reuters со ссылкой на трейдеров сообщило, что трейдинговое подразделение «Лукойла» – Litasco – стало первым покупателем иранской нефти в Европе после снятия санкций. Всего, по данным трейдеров, Тегеран продал три танкера в Европу и еще три в Азию. 1 млн барр. (137 000 т) нефти, которую купил «Лукойл», будет поставлен на НПЗ компании в Румынии – Petrotel (мощность – 2,4 млн т).

В декабре 2015 г. Иран добывал 2,7 млн барр./сутки, а в январе заявил об увеличении добычи нефти еще на 500 000 барр./сутки. В январе – феврале экспорт иранской нефти увеличится не менее чем на 20% по сравнению со среднесуточным показателем 2015 г., что будет являться двухлетним максимумом, сообщило Reuters со ссылкой на источник, знакомый с графиком отгрузок.

«Лукойл» также договорился с Ираном о возможном участии в нескольких проектах по добыче, сообщил Яновский. 25 января телеканал Press TV со ссылкой на руководителя отдела по разведке нефтяных месторождений National Iranian Oil Company Хормоза Калаванда сообщал, что «Лукойл» вошел в два проекта по разведке в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Стоимость контракта – $6 млн. Представитель «Лукойла» это не комментирует. А в интервью ТАСС вице-президент российской компании Леонид Федун говорил, что «Лукойл» при текущей цене нефти не готов к участию в проектах в Иране: «При такой цене нефти ни одна крупная компания не пойдет даже на самые привлекательные запасы, поэтому мы будем изучать, смотреть».

«Лукойл» несколько лет работал в Иране – вместе с норвежской Statoil разрабатывал проект «Анаран» (запасы – 2 млрд барр. нефти). В 2005 г. было открыто месторождение нефти Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 г. могла составить 5 млн т (оценка Statoil). Но помешали санкции: в 2010 г. «Лукойл» вышел из проекта и признал $63 млн убытка от обесценения инвестиций в Иране.

Федун явно лукавит – «Лукойл» давно хочет вернуться на иранский рынок, считают эксперты. Возможно, осторожность связана с тем, что компания не хочет испортить отношения с Ираком, где у нее есть проекты, рассуждает директор Small Letters Виталий Крюков. Из-за падения цены на нефть «Лукойл» и Ирак пересмотрят контракт по проекту «Западная Курна – 2». В марте компания сформулирует свои предложения, говорил недавно ее президент Вагит Алекперов. Иран и Ирак – конкуренты, они борются за долю на нефтяном рынке. «Лукойлу» приходится сейчас балансировать между ними», – отмечает Крюков.

Сейчас иранские проекты могут быть непривлекательными, но важно хотя бы войти в них, ведь интерес к Ирану после снятия санкций большой, говорит Крюков. По мнению Корнилова, «Лукойл» старается продемонстрировать лояльность правительству Ирана, подтверждая желание в будущем участвовать в разделе «нефтяного пирога». Вскоре Тегеран собирается продать иностранным компаниям более 50 газовых и нефтяных проектов стоимостью около $30 млрд.