В России заработал аналог частных перевозок UberPop и Lyft

Проект Wheely запустил его сегодня в 4 городах России
Сервис позволит заниматься перевозками пассажиров всем владельцам автомобилей
Сервис позволит заниматься перевозками пассажиров всем владельцам автомобилей / Е. Разумный / Ведомости

Российский проект по вызову водителей Wheely запустил сервис, который позволит заниматься перевозками пассажиров не только профессиональным водителям, но и всем владельцам автомобилей. Об этом говорится в сообщении компании.

Wheely предполагает, что через приложение водители будут вносить все необходимые документы, их будет проверять система безопасности на факт судимости, подлинности документов и т. д. «К машинам применяются стандартные для сервиса требования: автомобиль должен быть не старше 5 лет, к работе допускаются только зарубежные марки», - говорится в сообщении Wheely.

С 17 декабря Wheely работает по такой модели в Казани, Екатеринбурге, Перми и Сочи, а в начале весны 2016 г. запустит такой сервис в Москве и Петербурге.

«Любой человек со смартфоном, машиной и свободным временем может скачать приложение Wheely, пройти проверку системы безопасности и начать подвозить людей. По схожей модели работает компания Lyft в США», - пояснил представитель компании «Ведомостям».

Также по схожей схеме работает один из сервисов Uber - Uberрop, который не требует от водителей профессиональной лицензии. Именно этот сервис столкнулся с проблемами на некоторых европейских рынках. В начале декабря апелляционный суд Парижа оставил в силе решения суда низшей инстанции и Конституционного суда Франции оштрафовать Uber на 150 000 евро из-за предоставления услуг по пассажирским перевозкам без лицензии. Ранее суд во Франции решил, что деятельность компании при оказании услуг через службу по вызову такси Uberpop подпадает под статью «коммерческое мошенничество». Сейчас Uberpop запрещен в Германии, Бельгии и Нидерландах.

В настоящее время крупнейшие приложения, специализирующиеся на вызове такси в Москве, работают с индивидуальными предпринимателями и таксопарками. Как заявлял летом 2015 г. вице-мэр, руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, правительство города договорилось с компаниями-агрегаторами о том, что перевозками будут заниматься только легальные таксисты (автопарки и индивидуальные предприниматели). «Это было наше принципиальное требование в Москве, и считаю, что оно соблюдается... Эти интернет-агрегаторы находятся в законном правовом поле, корректно работают и выстраивают свои отношения с таксомоторным сообществом», - заявлял Ликсутов (цитата по ТАСС).

По словам представителя Wheely, в его модели бизнеса «водители не оказывают услуги по перевозке пассажиров легковым такси», также от них не требуется регистрироваться как ИП. «В соответствии с договором об оказании услуг они осуществляют перевозки по заказам, для которых не требуется получение лицензии такси. Так как мы не предоставляем услуги такси и не просим водителей пользоваться выделенными полосами и парковками, то наша деятельность не должна быть интересна регулирующим органам», - рассуждает собеседник «Ведомостей».

Летом претензии к работе приложений по вызову такси появились у Федерации автовладельцев России (ФАР): эта общественная организация в июле 2015 г. написала письмо генпрокурору России Юрию Чайке, попросив его, а также Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить работу Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Руководитель ФАР Сергей Канаев жаловался, что другие участники рынка таксомоторных услуг становятся неконкурентоспособными: они вынуждены снижать тарифы. А тарифы сервисов приложений, по мнению авторов письма, не включают в себя расходы на безопасность, качество и др. Все это приводит, говорится в письме, «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг субъектов Российской Федерации» компаниями Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси».

Wheely – приложение для вызова частных водителей, сейчас работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи, Перми и Лондоне. Оно принадлежит Антону Чиркунову (сын экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова), Ивану Самсонову и Павлу Бочарову. 10% выделены на опционы сотрудникам. На старте проекта Wheely, по словам его представителя, получил грант от Юрия Мильнера и Павла Дурова на $25 000, а в конце этого года - $9,7 млн инвестиций в виде конвертируемого займа от семейного офиса.

По словам представителя компании, в Москве средний чек у сервиса - 1423 руб., в Санкт-Петербурге – 963 руб. «По остальным городам, где мы работаем в России, средний чек составляет 253 руб. В Лондоне – 27 фунтов», - сообщил он. За 12 месяцев, закончившиеся 31 октября 2015 г., оборот Wheely - 750 млн руб., это вдвое больше, чем в аналогичный период 2013-14 гг., говорит собеседник «Ведомостей». Около 80% стоимости поездки, по его словам, приходится на доход водителя, остальное - Wheely. По прогнозу представителя сервиса, запуск услуги во всех городах работы Wheely позволит достичь годового оборота в 1,9 млрд руб.