Петербургские таксисты просят запретить Uber, Gett и «Яндекс.Такси»
С таким письмом они обратились к губернаторуНекоммерческое партнерство «Петербургское такси» опубликовало на своем сайте открытое письмо к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Оно подписано директором партнерства Александром Холодовым. В объединение входят крупнейшие перевозчики города – «Такси 6000000», «Такси 068», «Такси 063», «7000000» и др.
Таксисты жалуются, что тарифы тройки – Uber, GetTaxi (сейчас называется Gett) и «Яндекс.Такси» – сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте (49–50 руб.), а сервисы доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость поездки, – это нарушает закон о конкуренции, считают они.
Uber, Gett и «Яндекс.Такси» налоги платят только с полученных процентов, а не с суммы заказа, утверждает «Петербургское такси». Кроме того, жалуются таксисты, сервисы дают возможность подключаться к приложениям без лицензии и частным водителям. Прибыль получают иностранные компании, не платящие налогов в России, и в частности в Санкт-Петербурге, рассуждает партнерство. Авторы письма ссылаются на опыт Франции и других стран, где Uber запрещен судом (см. врез).
Сами сервисы отвергают обвинения таксистов. Так, «Яндекс.Такси» в Петербурге не берет комиссию с таксопарков и компенсирует водителям часть стоимости коротких поездок, чтобы водители могли зарабатывать, отмечает представитель компании. Михаил Фишер, глава Uber в Санкт-Петербурге, утверждает, что компания работает только с юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП). По его словам, во Франции и других странах претензии властей вызывал сервис UberPOP (водителями могут выступать частные лица без лицензии), а в России этот сервис не работает.
Гонения на Uber
Сервис UberPOP, связывающий заказчиков с частными водителями, запрещен судами в нескольких странах ЕС, в том числе во Франции, Германии, Бельгии и Нидерландах. 29 июня во Франции были задержаны два топ-менеджера Uber по подозрению в незаконной деятельности и сокрытии документов. В июне в Париже прошли массовые протесты таксистов, которые требовали запретить сервис и обвиняли водителей Uber в нечестной конкуренции, так как те не приобретают лицензии, не платят такие же налоги и т. д.
«Геттакси рус» – самостоятельное юрлицо, не филиал и не представительство иностранной компании и платит налоги в России, говорит гендиректор Gett в России Виталий Крылов. По его словам, компания работает только с лицензированными перевозчиками.
По данным городского комитета по транспорту, на 1 июня 2015 г. разрешения на перевозку пассажиров такси есть у более 5500 ИП и 400 юрлиц (около 33 000 автомобилей). По словам Холодова, уже 20–30% заказов идут через сервисы IT-компаний.
Вопросы таксистов к губернатору надо переадресовать федеральным чиновникам, утверждает представитель Полтавченко Андрей Кибитов. По его словам, у губернатора нет полномочий по регулированию интернета и интернет-коммерции. Нет таких полномочий и у комитета по транспорту, говорит представитель комитета.
Регулирование интернет-сервисов по частному извозу – это вопрос правового характера, соответственно, обращаться необходимо к законодательной ветви власти, советует Кибитов.
Претензии некоммерческого партнерства к деятельности Uber, Gett и «Яндекс.Такси» сводятся к нарушению налогового и антимонопольного законодательства, их должны проверять полиция и антимонопольная служба, а не губернатор, подтверждает партнер юрфирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Николай Покрышкин. Не исключено, допускает юрист, что чиновники могут принять «некое политическое решение под влиянием лобби или локальных протестов классических служб такси, поставленных на грань вымирания доступностью сервиса нового поколения, как это уже было в ряде стран».
Санкт-Петербург