Телефон с удобствами
За последние несколько лет и в мире, и в России появилось множество приложений для смартфонов и планшетов, существенно упрощающих многие бытовые ситуации. «Ведомости» предложили экспертам выбрать несколько наиболее ярких и полезных в повседневной жизни программБанки давно взялись за разработку мобильных приложений. Помимо стандартных мобильных версий интернет-банкинга кредитные организации разрабатывают и интерактивные сервисы поиска ближайших отделений и банкоматов. Например, Промсвязьбанк этим летом запустил сервис «PSB локатор», который отслеживает положение человека и позволяет исходя из нужной пользователю услуги найти ближайший банкомат или офис банка либо места, где карты этого банка принимаются со скидками. Подобный сервис давно есть и у Альфа-банка. Поиск по услуге – даже избыточное решение, поскольку в 80% случаев у пользователя простой запрос: ему нужно либо снять деньги, либо за что-то заплатить, уверен Пацай.
Мобильные приложения не только охватывают все больше сфер, но и благодаря основному преимуществу смартфона или планшета – они всегда под рукой – существенно упрощают многие повседневные ситуации. Этому способствует и развитие мобильного интернета. В 2012 г. мобильными устройствами для выхода в сеть воспользовались более 20% всех жителей российских городов с населением свыше 100 000 человек, подсчитала Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК).
Еще 5–10 лет назад заказать такси или еду из ресторана, не вступая в контакт с диспетчерами и не сталкиваясь то и дело с «трудностями перевода» и человеческим фактором, было невозможно. Теперь же умное приложение не только сделает за вас всю рутинную работу, но и предложит опции, ранее доступные подчас только в фантастических фильмах. Но есть и недостатки – например, в основном приложения доступны обладателям дорогих смартфонов, и прежде всего iPhone.
«Ведомости» выбрали несколько сервисов, инновационно решающих повседневные задачи, и попросили экспертов высказаться о них.
Такси в два клика
«Идея предложить рынку проект GetTaxi родилась, когда я в очередной раз столкнулся с [необходимостью] ожидания водителя, непониманием диспетчера и сопровождающими это неприятными ощущениями», – рассказал «Ведомостям» основатель проекта GetTaxi Шахар Вайсер. Через какое-то время владельцы iPhone получили новое приложение – заказать такси можно было, не набирая номера диспетчера и не вступая с ним в диалог, исключительно через мобильный интерфейс. Перемещение водителя можно было отследить по тому же смартфону, а на обращение реагировали лишь те водители, которые могли доехать до пассажира не более чем за 15 минут. Увы, в Москве приложение действует пока лишь в пределах Третьего транспортного кольца. Зато им могут воспользоваться уже не только владельцы iPhone, но и обладатели гаджетов на платформе Android.
GetTaxi – заложник повышенных ожиданий, считает исполнительный директор «Кама-гэймз» Виктор Захарченко. По его мнению, горожанам больше подходит сервис заказа такси с помощью более традиционной услуги – sms. Такой сервис доступен пользователям любых мобильных телефонов и более удобен для «импульсного» заказа, считает он.
Сервисов, позволяющих заказать такси с помощью мобильных телефонов, уже достаточно много. Помимо GetTaxi это, к примеру, InTaxi, «Яндекс.Такси», Wheely, перечисляет руководитель мобильного направления Mail.ru Games Алекс Пацай. Большинство этих сервисов – агрегаторы диспетчерских служб разных таксопарков, и в итоге, если человек получает не ту услугу или не того качества, непонятно, куда жаловаться, потому что со службой напрямую пользователь не контактировал, а приложение – лишь посредник, замечает Пацай.
Ресторан в округе
«Приложение Shiftme.to нашло все, что можно найти, из объектов питания вблизи моего офиса», – делится результатами тестирования Захарченко. Этот бесплатный геосервис позволяет, во-первых, найти ближайший ресторан или кафе, после того как вы задали параметры по цене, кухне или, к примеру, наличию террасы, а во-вторых, забронировать там столик. Работает он по всей России и Украине. Однако обнаружился существенный недостаток – приложение, не спрашивая вашего разрешения, начало делиться отметками в социальной сети Facebook, сетует Захарченко. «Наверное, где-то в соглашении мелким шрифтом соответствующий пункт есть, но приложения-«спамеры» у меня в телефоне не приживаются», – категоричен он.
Cами рестораны также не отстают – некоторые вводят услугу, похожую по принципу работы на GetTaxi. Используя смартфон (как правило, те же iPhone и аппараты на платформе Android), вы можете заказать доставку еды из ресторана на дом и отследить все статусы доставки, не общаясь с менеджерами заведений. Подобная опция недавно стала доступна, например, клиентам сети ресторанов «Тануки». Захарченко скептичен: «Сервис доставки еды и продуктов питания не требует суеты, этот процесс основательный, и мобильный девайс здесь не лучший инструмент». Зато сервис пригодится тем, кто забыл заказать доставку еды через компьютер. А Пацай рекомендует ресторанам акцентировать внимание на времени доставки, а не на мобильных приложениях.
Мобильная скорая помощь
В конце мая появилось многообещающее приложение от иркутской компании «ИЦ Аптекарь» – «В аптеке». Анонсировалось оно как «первое в истории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья приложение для поиска лекарств», а разработано для iPhone, iPad, iPod touch а также Android. С помощью приложения можно найти ближайшую аптеку с необходимым и подходящим по цене препаратом, обещали разработчики приложения. Однако на практике выяснилось, что в пределах Москвы оно работает неточно (хотя формально охватывает всю столицу). Это очень нужный сервис, считает Захарченко. Тем не менее он удалил приложение после того, как сервис дважды сообщил о наличии нужного лекарства в определенных аптеках, а в реальности его там не оказалось. Раньше, чтобы выяснить, где можно найти лекарство, приходилось звонить в справочную, а затем еще обзванивать аптеки, вспоминает Пацай, теперь же это можно узнать, затратив гораздо меньше времени и усилий. Остается лишь привязать сервис к действительно актуальной базе.
Где снять деньги
Важный недостаток многих сервисов – отсутствие возможности привязать к ним банковскую карту для оплаты их услуг, например, как в iTunes. Данные карты приходится вводить каждый раз заново. Российское законодательство пока не разрешает привязывать карту к сервисам, объясняет замдиректора РАЭК Сергей Гребенников. По его словам, возможность законодательного закрепления электронных покупок и привязка кредитной карты к сервису – основной вопрос, который сейчас «пытаются решить внутри РАЭК». Это позволит в разы увеличить оборот в сегменте приложений, уверен Гребенников.
А самым явным ограничением для всех перечисленных и многих других приложений является их «заточенность» под конкретные мобильные платформы. Обеспечить хорошую функциональность в удобном интерфейсе могут только устройства с достаточным размером экрана и производительностью, объясняет руководитель подразделения по разработке продуктов и сервисов компании «Русские навигационные технологии» Иван Федоров. Например, если в смартфоне есть чип GPS для определения местоположения, то на таких устройствах можно реализовать гораздо больше полезных и интересных функций, добавляет основатель поисковика Quintura Яков Садчиков.