Соединенные Штаты расширили санкционные списки против России
В секторальный черный список были включены «дочки» ВЭБа и «Роснефти»Соединенные Штаты расширили антироссийские санкционные списки. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США в четверг, 30 июля, выпустило соответствующее заявление.
Расширение списка граждан особых категорий и запрещенных лиц
В частности, в черный список SDN (Specially Designated Nationals List – список граждан особых категорий и запрещенных лиц) были внесены российские юрлица: ОАО «Ижевский механический завод», Евпаторийский, Феодосийский, Керченский, Севастопольский, Ялтинский морские торговые порты, государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа». Также в список вошли зарегистрированный на Кипре нефтетрейдер IPP Oil Products, 50% которого, как сообщалось, Volga Group Геннадия Тимченко продала еще в марте 2014 г., и финский авиаперевозчик Airfix Aviation Oy, также проданный Тимченко.
Физические лица, внесенные в SDN, включают сына российского бизнесмена Бориса Ротенберга Романа, украинского в прошлом предпринимателя Сергея Курченко, топ-менеджеров «Концерна Калашников» Андрея Булютина и Александра Омельченко, совладельца «Сургутэкса» Петра Колбина, давнего бизнес-партнера Геннадия Тимченко Кая Паананена, экс-министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого.
Всего же в этот черный список попали 15 новых юридических и 11 физических лиц.
Включение в SDN List подразумевает, что активы компаний, находящихся в этом списке, блокируются, а американским гражданам запрещено каким-либо образом соприкасаться с людьми и компаниями, внесенным в него.
«Дочки» ВЭБа и «Роснефти» вошли в секторальный санкционный список
Также управлением по контролю за иностранными активами минфина США был расширен список секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications, SSI). Под него подпали дочерние структуры ВЭБа и «Роснефти». Среди «дочек» ВЭБа упоминаются белорусский Белвнешэкономбанк, Корпорация развития Северного Кавказа, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР), Росэксимбанк, управляющие компании Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Федеральный центр проектного финансирования, банк «Глобэкс», "Краслесинвест", украинский Проминвестбанк, «Ресад», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, Связь-банк, «ВЭБ-инжиниринг», «ВЭБ капитал», «ВЭБ-лизинг». Как связанный с ВЭБом в список попал застройщик Rose Group, несмотря на то что в марте 2015 г. Внешэкономбанк сократил до нуля долю участия в компании.
В санкционном списке OFAC - «дочки» «Роснефти», те, где госкомпании принадлежит 50% и более. Это ее крупнейшие добывающие компании: «Юганскнефтегаз», «Самотлорнефтегаз», «Оренбургнефть», «Верхнечонскнефтегаз», «Ванкорнефть». А также нефтеперерабатвающие заводы: Ангарская НХК, Ачинский НПЗ, Комсомольский НПЗ, Сызранский, Новокуйбышевский и Куйбышевский заводы. А также финансовые структуры «Роснефти» - ВБРР и Rosneft Finance, а также торговые структуры: Rosneft Trade Limited и Rosneft Traiding.
Для «дочек» ВЭБа и «Роснефти» почти ничего не изменится
В сентябре 2014 г. гендиректор «Сибура» (совладелец компании - попавший в прошлом году под санкции Тимченко) Дмитрий Конов в интервью «Ведомостям» объяснял: «В материалах US Treasury четко написано: если больше чем 50% принадлежат человеку или компании из списка, вы тоже под санкциями. Если нет, то нет. Это черно-белое. Там серой зоны нет». Таким образом, все перечисленные дочерние структуры ВЭБа и «Роснефти» уже должны были почувствовать на себе действие ограничений.
Это подтверждает источник, близкий к РФПИ. Для фонда, говорит он, фактически ничего не меняется, включение в список, по сути, техническое и подтверждает секторальные санкции против ВЭБа и его дочерних (50%+) компаний, введенные год назад. РФПИ уже год работает в таком режиме. Фонд не ожидает изменений в работе в сложившейся ситуации, добавляет источник, близкий к фонду. Впрочем, другой источник, близкий к одному из партнеров РФПИ, удручен тем, что фонд упомянут в санкционном списке США, поскольку это влечет за собой «репутационные риски».
Директивы OFAC
Условия секторальных санкций различаются в зависимости от отрасли – всего их четыре, так называемые «директивы». Вне зависимости от директивы описанные в каждой из них операции запрещается проводить всем лицам из США, а также на территории США.
В отношении «Роснефти» действовала «Директива 4», то есть запрещались предоставление, экспорт или реэкспорт, прямой или опосредованный, товаров, услуг (за исключением финансовых) или технологий для поддержки разработки и добычи в глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектах, имеющих потенциал для добычи нефти в Российской Федерации и ее территориальных водах и в которых участвуют попадающие под действие этой директивы лица, их собственность или доли в собственности.
В отношении ВЭБа действовала «Директива 1», то есть были запрещены все транзакции, предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 30 дней, с новыми акциями, с собственностью и долями в собственности.
Во всех случаях также запрещена деятельность, направленная на обход или избегание этих ограничений. Проводить запрещенные операции можно лишь с разрешения офиса по контролю за иностранными активами (OFAC), подразделения минфина США, следящего за исполнением санкций. Все прочие операции с попавшими под санкции компаниями разрешаются.