Санкционное противостояние России и ЕС не мешает партнерству «Мостотреста» и французской Vinci
Они учредили компанию – оператора платных дорогМостотрест» создал новое совместное предприятие с французской группой Vinci – Russian Highway Operations B.V., объявил в среду «Мостотрест». У каждой из компаний будет по 50%.
Russian Highway Operations займется управлением платными дорогами – планирует стать оператором на дорогах, которые вводятся в эксплуатацию, и участвовать в новых конкурсах. Для начала предприятие приобрело имевшегося у «Мостотреста» оператора платной трассы М4 «Дон» – компанию «Объединенные системы сбора платы», говорится в сообщении «Мостотреста». Сумма сделки – 18 млн евро с оплатой денежными средствами. Таким образом, Vinci вложила в СП 9 млн евро.
Vinci – одна из крупнейших инфраструктурных компаний мира. Выручка группы за 2014 г. составила 38,7 млрд евро, свыше 60% приходится на Францию. Доходы от деятельности в России компания отдельно не раскрывает, в отчетности Россия объединена с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Ближним Востоком – совокупно всего 5% глобальной выручки.
Vinci участвует в двух автодорожных концессиях в России – это участки новой платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург на выезде из Москвы (15–58-й км) и на подъезде к Санкт-Петербургу (543–684-й км) в партнерстве с тем же «Мостотрестом» и «ВТБ капиталом». Французская компания также подавала заявки практически на все крупные концессионные проекты в автодорогах. Но Vinci скорее действовала ad hoc, а теперь укрепляет свое представительство, считает сотрудник одной из компаний, участвовавших в концессионных проектах.
Вопрос санкций на переговорах о сделке не поднимался, указывает представитель «Мостотреста». Представитель Vinci на письменный запрос и звонки не ответил. Если есть возможность формально ничего не нарушить, Vinci готова пользоваться малейшим шансом ради перспективных сделок, знает человек, близкий к компании (см. врез на стр. 05).
Ни Евросоюз, ни США не вводили санкции в отношении «Мостотреста», но одним из владельцев компании был бизнесмен Аркадий Ротенберг, персонально включенный в санкционные списки.
Осенью прошлого года Аркадий Ротенберг объявил, что продал сыну Игорю 68,5% компании Marc O’Polo Investments Ltd., которой на тот момент принадлежало 38,6% «Мостотреста». А в апреле нынешнего года эту долю у Marc O’Polo Investments выкупила «ТФК-финанс», акционеры которой – управляющие компании НПФ «Благосостояние». Таким образом, Ротенберги вышли из компании, а контроль перешел к НПФ «Благосостояние», учрежденному РЖД.
Партнерство с Vinci дает «Мостотресту» доступ к передовым технологиям, Европа – один из лидеров в строительстве платных дорог, указывает партнер PwC Дмитрий Ковалев, а при участии в конкурсах опыт французской компании можно будет зачесть в квалификацию.
Санкционная доля
После введения секторальных санкций в отношении ВТБ совместному проекту Vinci и «ВТБ капитала» – концессии на участке с 543-го по 684-й км – угрожали трудности в привлечении европейского финансирования. Чтобы их избежать, «ВТБ капитал» сократил свою долю в концессионной компании «Магистраль двух столиц» так, чтобы она была ниже чувствительного к санкциям порога в 50%, – с 60 до 49,5%, передав 10,5% турецкому генподрядчику.
Потенциал у рынка дорожных операторов внушительный, продолжает Ковалев. «Мостотрест» может привлечь Russian Highway Operations для сбора платы и управления дорогой на участках трассы М11, которые построил и обслуживает, рассуждает он. Уже сданы стартовая секция, участок в объезд Вышнего Волочка, «Мостотрест» также строит секцию трассы с 334-го по 543-й км и интересуется конкурсом на секцию 58–149-й км. Достаточно стать оператором двух крупных участков – и компания получает существенное конкурентное преимущество на всей трассе: чем меньше операторов, тем меньше проблем с интеграцией систем на различных участках.
В 2018 г. должна быть построена ЦКАД, а для нее тоже потребуется единый оператор – собирать плату за проезд и управлять движением.
«Мостотрест» заинтересован в развитии операторского бизнеса, следует из сообщения компании: сегмент прибыльный и перспективный. Достоверной информации о рентабельности операторского бизнеса в России пока нет – в силу небольшого количества игроков, отмечает Евгений Мазур из «НЭО центра». Но она может быть выше рентабельности строительства, поскольку операторский бизнес не требует столь больших капитальных затрат, рассуждает он. К тому же «Мостотрест» сможет диверсифицировать бизнес и получать дополнительную постоянную доходность от оказания операторских услуг собственными силами, указывает Мазур.