Россияне переходят на домашнюю кухню
Все больше граждан начинают посещать фастфуд, а популярность ресторанов падаетРоссияне в I квартале 2015 г. стали меньше питаться вне дома, выяснила компания Synovate Comcon. По данным исследования "Росиндекс", чаще, чем раз в месяц, теперь вне дома едят 91,2% опрошенных компанией людей. По итогам I квартала 2014 г. таких респондентов было 93,2%. На 2 п. п. снизилась посещаемость ресторанов – теперь только 9% людей ходят в рестораны чаще, чем раз в три месяца, выяснили аналитики. Вместе с тем стали более популярны фастфуд и кофейни (+2 и +3 п. п. соответственно), указывает Synovate Comcon.
Снижение частоты походов в общепит могло быть даже больше, полагает исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков, – это связано с экономией потребителей. С другой стороны, рост популярности кофеен можно связать с тем, что там можно «просто взять кофе и говорить», считает он.
Средний счет увеличился во всех типах заведений, кроме кафе и кофеен: теперь в кафе средний чек составляет 368 руб., что даже меньше, чем в фастфуде (377 руб.). Средний счет в ресторане в I квартале 2015 г. составил 1392 руб., что на 115 руб. больше, чем год назад, свидетельствуют данные Synovate Comcon.
В ресторанах формата table service действительно наблюдается отток посетителей: гости заведений, чей средний чек в пределах 1500–2000 руб., перешли в заведения quick service, передал через представителя президент холдинга «Планета гостеприимства» (Sbarro, «Елки-палки», «Восточный базар», «Маленькая Япония») Мераб Бен-Эл. Он связывает это со снижением покупательной способности населения и ростом цен на товары. Заведения на фуд-кортах «Планеты гостеприимства» чувствуют себя более уверенно: культура еды вне дома уже сформировалась, поэтому пришедшие за покупками посетители ТРЦ вряд ли не зайдут перекусить в ресторанный дворик, рассуждает Бен-Эл. В среднем чек, по его словам, за год вырос не более чем на 10% – это касается всех типов ресторанов.
В премиальные рестораны группы Maison Dellos («Бочка», «Кафе Пушкинъ», «Турандот» и др.) стало ходить даже несколько больше посетителей (в частности – иностранцев, которым девальвация оказалась только на руку), но средний чек немного снизился: посетитель стал больше смотреть на правую сторону меню, констатирует директор по маркетингу компании Алена Шварц. В демократичном «Му-му» она отметила рост количества чеков на 10%, несмотря на то, что их стоимость тоже выросла на 3%. С учетом проведения маркетинговых акций снижения посещаемости ресторанов группы Шварц не ожидает.
Операционный директор сети кофеен CoffeeShop Company Алексей Федоров тоже не подтверждает статистики Synovate Comcon: в кофейнях формата street retail он видит прирост числа посетителей за счет новых целевых аудиторий и расширения диапазона цен (в меню появились бюджетные предложения за 80–100 руб.). Вместе с тем средний чек в CoffeeShop в I квартале 2015 г. существенно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.: компания «захватила январские праздники с их сувенирным ажиотажем», поясняет он. Без этого фактора чек уменьшился бы на 2,5% за счет расширения линейки акций, чтобы привлечь новую аудиторию.
Уменьшение размера среднего чека в общепите продлится еще несколько месяцев, прогнозирует Федоров, – как из-за сезонности, так и из-за наращивания арсенала демпинговых предложений. В III–IV кварталах CoffeeShop вернется к показателям 2014 г. по размеру среднего чека за счет расширения линейки более доступной выпечки и выгодных предложений к кофе с собой, ожидает он.