Вместо магазинов и банков на Невском проспекте открываются кафе и рестораны
На заведения общепита приходится почти треть сделок в сегменте стрит-ритейлаКомпании общепита стали лидерами по количеству сделок в сегменте стрит-ритейла, на них приходится свыше 30% сделок, на втором месте – продуктовые сети (21%), свидетельствуют данные аналитиков петербургского офиса Colliers International.
Особый интерес компании общепита проявляют к Невскому проспекту – вместо магазинов и банков открываются заведения общепита, как фастфуд, так и дорогие бары и рестораны, отмечает вице-президент АРИН Екатерина Лапина. Место закрытых точек «Карлс Джуниор» занял «Хесбургер», на Невском, 65, открылось кафе Pitas, ресторан «Мама на даче» – на Невском, 88, брассерия Kriek – на Невском, 22–24, а «Север-Метрополь» недавно открыл сразу три кондитерские на Невском проспекте, приводит примеры она.
В двухуровневом помещении площадью 700 кв. м на Невском, 92, открылся ресторан Marketplace. Около трех лет на этом месте работал ресторан «Длинный хвост» Food Retail Group (FRG). На Невском дорогая аренда, а «Длинный хвост» – концептуальный ресторан (средний чек – 900 руб.), его посетителям важна возможность припарковать машину, объяснила представитель FRG. По ее словам, ведутся переговоры об открытии «Длинного хвоста» в ТРК «Галерея», где уже работают два ресторана группы – «Две палочки» и «Большая кухня». FRG принимала участие в создании проекта MarketPlace и сейчас участвует в открытии новой точки на Невском, 92, отмечает ее представитель. «Мы искали просторное помещение с качественными инженерными и коммуникационными системами, важным условием была возможность установки летней террасы», – говорит сетевой управляющий MarketPlace Виктория Артемьева.
Оживление в сегменте стрит-ритейла началось с середины марта, по данным JLL, вакантных помещений на Невском осталось 5%, запрашиваемые ставки там составляют от 6000 до 12 000 руб. за 1 кв. м в месяц. По данным JLL, в I квартале сменились вывески на 5,5% помещений на Невском. Лапина рассказывает, что ставки аренды этим летом по уже заключенным договорам составили 4000–9000 руб. за 1 кв. м в месяц.
На Невском и других центральных магистралях Петербурга сейчас открываются булочные, кондитерские, фастфуды, небольшие и недорогие общепиты площадью до 100 кв. м, они готовы арендовать помещения не дороже 2500 руб. за 1 кв. м в месяц (для помещений площадью менее 100 кв. м), отмечает Людмила Рева, директор Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate. По ее данным, для помещений площадью от 200 до 400 кв. м верхний диапазон арендной ставки – 1500 руб. за 1 кв. м в месяц. Арендодателям в стрит-ритейле сейчас выгоднее договориться с текущими арендаторами о скидках, чем терять их и пытаться найти новых, считает руководитель филиала JLL в Петербурге Андрей Амосов. По его словам, дисконт может достигать 10–15%. «Ставки действительно снизились, выбор помещений стал шире, но замена арендаторов из высокого сегмента коллегами из низкого в одном и том же помещении трудновыполнима, так как они могут предъявлять разные требования», – говорит представитель ООО «Кофе сэт» (мастер-франчайзи Coffeshop Company в России). По словам Ревы, в основном центральная магистраль Петербурга заполнена заведениями среднего ценового сегмента и ниже, хотя и рестораны высокого сегмента не уходят со своих мест.