«Камаз» будет выпускать конкурента «Газели»
Сейчас на рынке легких коммерческих автомобилей доминирует группа ГАЗ с долей рынка не менее 45%Крупнейший в России производитель тяжелых грузовиков «Камаз» планирует выпускать легкие коммерческие автомобили (LCV). Опытно-промышленное производство может начаться в 2020 г., а серийное – в 2021–2022 гг., сообщил гендиректор компании Сергей Когогин.
Пока речь идет о грузовых версиях LCV, но не о пассажирских, уточнил представитель автоконцерна. Они будут продаваться под брендом «Камаз», рассказал он. По его словам, проект разрабатывался несколько лет и миноритарный акционер «Камаза» – немецкий Daimler в нем не участвовал.
Разработка может обойтись в несколько миллиардов рублей, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Причем для запуска их серийного производства в 2021 г. нужно уже сейчас иметь машину в высокой степени готовности, завершив все конструкторские разработки, добавляет эксперт.
Сейчас группа «Камаз» специализируется на выпуске тяжелых грузовиков. Также предприятие производит среднетоннажные машины (полной массой 8–14 т), автобусы и электробусы. «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали этот проект под названием «Компас», – приводит «Интерфакс» слова Когогина. – [Легкие коммерческие автомобили] не наш сегмент, но мы ради объемов над этим задумались».
Мощности «Камаза» позволяют выпускать до 70 000 грузовиков в год, но из-за сократившегося рынка ежегодно выпускается до 40 000 шт., приводит данные представитель автопроизводителя. За 10 месяцев 2019 г. российские продажи грузовиков сократились на 2,5% до 63 038 шт., «Камаз» на нем лидирует с долей в 35%, гласят данные «Автостата». По итогам 2019 г. рынок сократится на 5%, в 2020 г. – на столько же или останется на уровне 2019 г., прогнозирует Когогин. Российский рынок LCV тоже сокращается: по итогам 10 месяцев продажи упали на 1,2% до 89 223 шт., гласят данные «Автостата».
«Сам по себе проект уже сформирован, но мы не можем позволить себе масштабные инвестиции сегодня в этот проект», – заметил Когогин. По его словам, в 2020 г. общие инвестиции компании составят около 10 млрд руб. Сколько из них придется на новый проект, представитель «Камаза» не пояснил.
В России на рынке LCV доминируют «Газели» группы ГАЗ. По оценке «Автостата», в январе – октябре 2019 г. ее доля составила 45%. Сам ГАЗ оценивает ее выше – с учетом выпускаемой доработчиками спецтехники она составляет 50%. На какую долю претендует «Камаз», его представитель не пояснил. Но он указывает, что у компании есть опыт выхода на новые рынки. «Одно время нас не воспринимали как производителей магистральных тягачей, – приводит он пример. – До 2014 г., когда мы начали выпускать новый модельный ряд, наша доля в этом сегменте составляла 5%. Сейчас мы лидируем, опережая иномарки: по итогам 10 месяцев 2019 г. доля составила 25%».
«Камаз», как и другие глобальные автоконцерны, старается расширить число сегментов, где можно применить имеющиеся компетенции, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Главным конкурентом на рынке LCV будет ГАЗ, а продажи будут зависеть прежде всего от цены, замечает он. У группы ГАЗ широкий модельный ряд и большой опыт работы на этом рынке, поэтому «Камаз» вряд ли сможет быстро «отъесть» у нее серьезную долю. «Если «Камаз» в первые несколько лет работы займет 5–10% российского рынка LCV, то это будет хорошим результатом», – считает эксперт. Но компания может продавать больше – за счет экспорта, рассуждает он.
Группа ГАЗ конкуренции не боится. «Мы уверены, что глубокое понимание клиента, высокая функциональность и низкая стоимость владения LCV ГАЗа позволят компании и дальше сохранять лидирующие позиции в этом сегменте», – спокоен представитель компании. В линейке ГАЗа есть модели как низкого («Газель Бизнес»), так и среднего («Газель Next») ценового сегмента, а в 2021 г. появится новое поколение – «Газель NN», указывает он.