Чиновники и автопром не договорились о принципах распределения 300 млрд рублей

Они спорят о компенсации утилизационного сбора на автомобили
Отказ от 100%-ной компенсации утилизационного сбора демотивирует локализацию и приведет к повышению цен на автомобили
Отказ от 100%-ной компенсации утилизационного сбора демотивирует локализацию и приведет к повышению цен на автомобили / ТАСС

В субботу, 28 сентября, вице-премьер Дмитрий Козак проводил совещание с представителями автопрома. Обсуждали принципы компенсации производителям утилизационных сборов на автомобили. Сборы взимаются со всех машин, как импортируемых, так и произведенных в России. Но отечественным производителям власти все возвращают через промышленные субсидии.

Теперь чиновники задумали изменить принцип компенсаций – привязать их к уровню локализации выпускаемых в России автомобилей. Именно этот вопрос и обсуждался у Козака. «Были диаметрально противоположные мнения», – передал «Интерфакс» слова вице-премьера. Договорились утвердить новый механизм до конца года. А для формирования консолидированной позиции отрасли создана рабочая группа с участием автоконцернов, которую возглавит присутствовавший на встрече замминистра промышленности и торговли Александр Морозов, сообщил Козак.

«Интерфакс» со ссылкой на Морозова передал, что чиновники предлагали разделить компенсацию на 2 части. Компании, выпускающие машины в режиме полного цикла (сварка и окраска кузова, сборка автомобиля) и заключившие специальный инвестконтракт с правительством, смогут гарантированно возвращать 60% сбора. Остальные 40% – в зависимости от уровня локализации выпускаемых автомобилей. При этом необходимое для компенсации количество баллов, которые входят в расчет этих 40%, не включают НИОКР. «И это важно, потому что инвестиции в НИОКР будут дополнительной возможностью для вас получить максимальные 100% баллов», – добавил Морозов. По его словам, этот механизм дифференциации предлагается использовать после переходного периода – с 2021 по 2028 г.

204,2 млрд руб.

такие поступления от российских заводов по уплате утилизационного сбора ожидаются в 2019 г. В 2020 г. с учетом индексации выплаты вырастут на 65% до 338,4 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета, с которой ознакомились «Ведомости»

При этом отвергнут предлагаемый рядом автоконцернов принцип 70/30. Такой подход позволил бы выпускать в каждом из сегментов треть машин с меньшей локализацией и не терять общий доступ к господдержке.

Ввести дифференцированный подход предложили высоколокализованные автопроизводители – «Камаз», Volkswagen, альянс Renault-Nissan и входящий в него «АвтоВАЗ», группа ГАЗ. Против этой идеи выступили «Автотор», Volvo Trucks, «ПСМА рус» (калужский завод PSA и Mitsubishi) и BMW.

Отказ от 100%-ной компенсации утилизационного сбора демотивирует локализацию и приведет к повышению цен на автомобили, говорили ранее сотрудники двух автоконцернов. Например, за самые популярные легковые автомобили с объемом двигателя 1–2 л нужно платить утилизационный сбор в размере от 44 000 до 84 000 руб. А принцип 70/30 нужен для того, чтобы сохранились альянсы российских и иностранных автоконцернов и не сократился модельный ряд – не по каждой машине возможен высокий уровень локализации, говорили они. Эти опасения автоконцерны и высказали на встрече с Козаком, поясняют источники «Ведомостей».

Таможенных льгот больше не будет

Правительство не будет компенсировать пошлины на ввоз автокомпонентов концернам, заключившим специнвестконтракты, передал «Интерфакс» слова вице-премьера Дмитрия Козака. «Мы исходим из того, что наши обязательства по компенсации таможенных пошлин истекают с момента истечения договоров о промсборке, – пояснил вице-премьер. – Последние истекают в 2020 г., и больше компенсации такой не будет».
Распространить такие компенсации на спики ранее просили автоконцерны, у которых уже завершилось действие соглашений о промышленной сборке автомобилей.
«Все обязательства, которые государство взяло на себя либо законодательно, либо в силу инвестиционных соглашений, они должны быть выполнены. Но перевыполнять их мы тоже не должны, так как это порождает иждивенчество», – добавил Козак. В 2018 г. на эти компенсации в бюджете было выделено 5 млрд руб., в 2019 г. заложено 18,8 млрд руб.

Скорее всего, будет выбран механизм на основе того, что предлагал Минпромторг, считает сотрудник одного из автоконцернов. Здесь предусмотрен переходный период и минимально гарантированный уровень компенсации. Там также были целевые ориентиры по локализации, но их размеры автоконцерны считают достижимыми. При этом отказываться от 100%-ной компенсации (при достижении максимально необходимо уровня локализации) министерство не предлагало.

Впрочем, сотрудник одного из автопроизводителей допускает, что компромиссного решения в итоге не будет найдено и от дифференцированного подхода придется отказаться. Но если это произойдет, высоколокализованные компании пойдут на смягчение условий своих специнвесткотрактов, предупреждают сотрудники двух других автоконцернов. Об этом тоже шла речь на встрече с Козаком, уточняет один из них.

В любом случае нужно скорее ставить точку в этом вопросе. Поскольку неясность ситуации мешает бизнес-планированию, замечает один из собеседников «Ведомостей». К тому же с 1 января 2020 г. запланирована индексация утилизационного сбора, напоминает он. Рост ставок позволит выровнять защиту отрасли после недавнего финального снижения ввозных пошлин на автомобили, которое произошло по условиям вступления России в ВТО: в сентябре ставки на легковые автомобили снизились на 2 п. п. до 15% от стоимости машины.