Чиновники предложили два варианта господдержки автоконцернов

Производители опасаются, что дискуссия о дифференциации субсидий может зайти в тупик
Хотят попросить сохранить текущую систему стимулирования продаж газомоторной техники и машин на электрической тяге
Хотят попросить сохранить текущую систему стимулирования продаж газомоторной техники и машин на электрической тяге / Максим Стулов / Ведомости

В субботу, 28 сентября, в Сочи пройдет встреча автопроизводителей с вице-премьером Дмитрием Козаком. Это будет формат ежегодного делового обеда с автопромом на полях «Формулы-», поясняет представитель Козака.

Главной темой станет обсуждение дифференцированного, с привязкой к уровню локализации, подхода при компенсации утилизационного сбора на автомобили, считают сотрудники четырех компаний. Этот сбор платят все, а местные заводы получают так называемые промышленные субсидии, размеры которых сопоставимы с расходами по утильсбору. Внедрить дифференцированный подход предложили крупные автопроизводители, имеющие высокую локализацию автомобилей. Они выступили против того, что с рядом компаний были заключены специальные инвестконтракты (спик; предполагают инвестиции в развитие и увеличение локализации машин в обмен на доступ к господдержке) на более мягких, чем у них, условиях. Противники дифференцированного подхода («Автотор», Volvo Trucks, «ПСМА рус», BMW) в письме премьеру Дмитрию Медведеву заявляли, что такой подход создаст «нерыночные механизмы регулирования с целью получения дополнительной доли рынка и финансирование своих проектов одними локальными автопроизводителями за счет ухудшения условий доступа на рынок других».

«Каким будет механизм – как раз предмет этого обсуждения [на встрече 28 сентября в Сочи], – сказал представитель Козака. – Согласованная позиция ведомств по этому вопросу есть». Подробности он не раскрыл.

Минпромторг предлагает начать использовать новый механизм с 2021 г., рассказывают источники «Ведомостей» в двух автоконцернах. Для возврата утильсбора компаниям могут быть установлены целевые значения по баллам, которые будут начисляться за фактическое использование в каждом автомобиле локальных автокомпонентов и технологических операций. Чем выше локализация, тем больше компенсация – вплоть до 100%. С каждым годом целевые ориентиры Минпромторг предлагает повышать: например, для легких коммерческих и грузовых автомобилей – с 2750 баллов в 2021 г. до 5000 баллов в 2028 г. Наличие спика будет обеспечивать минимально гарантированные 50%-ные выплаты. Для дальнейшего повышения выплат нужно набрать минимум 1000 баллов (например, за сборку и окраску можно получить 900 баллов). При этом учитывать локализацию Минпромторг предлагает по принципу 70/30. Такой подход позволил бы компании (или альянсам в рамках спиков и соглашения о промсборке) выпускать в каждом из сегментов треть машин с меньшей локализацией (не менее 1000 баллов) и не терять доступ к господдержке.

Подход Минпромторга в целом совпадает с мнением основных автопроизводителей, говорят источники «Ведомостей». Но их беспокоит появление альтернативной версии механизма дифференции господдержки. По этой версии также предлагается установить переходный период (2019–2020 гг.), а затем выплачивать промышленные субсидии с привязкой к фактическому уровню локализации машин, рассказали сотрудники четырех автоконцернов. Минимум нужно набрать 900 баллов. Наличие спика даст минимально гарантированный уровень выплат, но выше, чем у Минпромторга, – 60%. В остальном подход сильно отличается от минпромторговского. Для получения максимально возможной компенсации производителям легковых машин, по мнению разработчиков механизма, следует использовать линейный подход: на протяжении всего анализируемого периода (2021–2028 гг.) набирать по легковым автомобилям 6810 баллов, грузовикам – 6590, LCV – 6820, автобусам – 6290. Причем после 2021 г. предлагается уйти от 100%-ной компенсации утилизационного сбора на автомобили, ежегодно снижая уровень максимальных выплат, рассказывают источники. Использовать принцип 70/30 не планируется. Кто разработал эти предложения, не известно. Сотрудники четырех автоконцернов говорят, что их разработало Минэкономразвития, но представитель министерства это опровергает. Эти предложения – согласованная позиция ведомств, знает чиновник, но решение будет принято в том числе после обсуждения с отраслью. Представители Козака и автоконцернов эти предложения не стали комментировать. Представитель Минфина адресовал вопросы в Минпромторг, представитель последнего от комментариев отказался.

Предлагаемые в этом варианте максимальные баллы невозможно набрать, поскольку экономически нецелесообразно выпускать в одной стране все виды автокомпонентов, комментируют сотрудники трех автоконцернов. А отказ от 100%-ной компенсации утильсбора демотивирует локализацию и приведет к повышению цен на автомобили, отмечают двое из них. Например, за самые популярные легковые автомобили с объемом двигателя 1–2 л нужно платить утилизационный сбор в размере от 44 000 до 84 000 руб. Некоторых автопроизводителей беспокоит и то, что в данной версии не предполагается использования принципа 70/30. Это сузит выпускаемый модельный ряд (не по каждой машине возможна высокая локализация) и может разрушить альянсы.

Три собеседника считают, что появление версии механизма дифференциации с невыгодными для автопрома условиями ставит дискуссию в тупик и может расцениваться как попытка убедить крупные автоконцерны самим отказаться от желания использовать дифференцированный подход для доступа к господдержке. Если дифференциации в итоге не будет, то высоколокализованные автопроизводители могут пойти на пересмотр условий спиков, чтобы выравнять взятые разными компаниями обязательства, считает один из собеседников.

На встрече 28 сентября будут обсуждаться и другие темы. «Соллерс», по словам представителя, хочет обсудить меры стимулирования и поддержки производства автокомпонентов и НИОКР по отдельным технологиям, которых в России нет. Это нужно для выполнения условий спиков, говорит он. «Нас волнуют проблемы отрасли, связанные с постоянно увеличивающейся нагрузкой на автопроизводителей в виде ежегодного повышения налоговой нагрузки, а также отменой государственных мер поддержки для ряда автопроизводителей, что, в свою очередь, влечет неравные условия работы на рынке», – сказал представитель Nissan. Также будет обсуждаться возможность компенсации части ввозных пошлин на автокомпоненты держателям спиков (эту льготу имеют только те, у кого еще не закончились соглашения о промсборке), поясняют сотрудники двух автоконцернов.

«Камаз» и «АвтоВАЗ», по словам знакомых менеджеров этой компании, хотят попросить сохранить текущую систему стимулирования продаж газомоторной техники и машин на электрической тяге. Предполагается, что эта поддержка наряду с другими прямыми субсидиями автопроизводителям с 2020 г. будет интегрирована в единую лизинговую субсидию. Но при продаже такой техники лизинг слабо развит, в итоге может произойти резкое снижение продаж, опасаются собеседники «Ведомостей».

Представители «АвтоВАЗа», «Автотора», группы ГАЗ, Volvo Trucks, Toyota отказались от комментариев, «Камаза», Volkswagen, PSA, Renault на вопросы не ответили.

Хотят попросить сохранить текущую систему стимулирования продаж газомоторной техники и машин на электрической тяге