«Камаз» выпустит грузовики с бортовой системой от «Вымпелкома»

Она будет следить за состоянием водителя и груза
Егор Алеев / ТАСС
Егор Алеев / ТАСС

В следующем году ПАО «Камаз» выпустит грузовики К5, оснащенные транспортно-информационными системами от «Вымпелкома». Об этом «Ведомостям» сообщили представители обеих компаний.

Бортовая информационная система (БИС) обеспечит водителей доступом к интернету и мультимедийными сервисам «Вымпелкома». Специально для «Камаза» разработана интеллектуальная транспортно-информационная система (ИТИС) – она позволит удаленно следить за параметрами автомобиля, заводить двигатель и включать подогреватель. К беспилотным технологиям эти системы отношения не имеют, заверил представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Это первый шаг в концепции Connected Car, говорит представитель «Вымпелкома». Огласить суммы и условия сделки компании отказались.

Интеграция БИС с системой спутникового мониторинга автотранспорта сделает работу автопарка более эффективной – за счет сокращения расходов на топливо, контроля качества вождения, мониторинга автомеханических систем, а также за счет возможной оптимизации логистики: водитель сможет быстрее обмениваться информацией с логистом, считают обе стороны сделки.

Такие системы востребованы главным образом у крупных и средних логистических компаний, которых в России сотни, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Основная задача систем наподобие ИТИС-«Камаз», по его мнению, – контроль: за действиями и состоянием наемных водителей (не сливает ли он тайком солярку или не сидит ли за рулем дольше положенного), мониторинг состояния автомобиля (через сим-карты, установленные в такие системы, можно передавать любую информацию с датчиков автомобиля), контроль пломбировки кузова (не вскрывали ли его нелегально) и проч. Раньше, говорит Кусков, разработкой и продажей таких систем занимались отдельные компании, в последние годы значительную часть этого рынка заняли операторы сотовой связи.

По словам Афанасьева, «Камаз» тестировал системы, разработанные разными операторами, и выбор пал на «Вымпелком», его предложение было для компании оптимально. Системы каких операторов «Камаз» тестировал и каковы исключительные достоинства системы «Вымпелкома», Афанасьев не признался.

Системы включают в себя услугу «Единый мониторинг», говорит представитель «Вымпелкома»: установка специальных трекеров «Билайн» на машины позволяет следить за их перемещением в режиме реального времени; можно также установить дополнительные датчики уровня топлива, температуры грузового отсека, подъема кузова, открытия-закрытия двери и включения зажигания – чтобы следить за реальной работой транспорта тогда, когда просто отслеживания местоположения оказывается недостаточно. Сервис работает на M2M-платформе, которая позволяет поддерживать в сети «Вымпелкома» сессию соединения в режиме 24/7 по России, отмечает представитель «Вымпелкома».

«Камаз» сейчас готовится к серийному выпуску грузовиков нового поколения, они должны составить конкуренцию западным аналогам и в отношении информационной обеспеченности не будут им уступать – в частности, благодаря интеграции в грузовики «Камаз» К5 бортовой информационной системы, утверждает Афанасьев: компания рассчитывает в ближайшие 10–15 лет полностью перейти на выпуск грузовиков этого поколения; в следующем году будет выпущено несколько тысяч таких машин, позже выпуск будет расти. Вначале, продолжает Афанасьев, появятся полностью укомплектованные грузовики (оснащенные в том числе системами от «Вымпелкома»), и компания будет следить, как они продаются, и анализировать потребности покупателей – возможно, в зависимости от этих потребностей и ради повышения уровня финансовой доступности машин в следующих выпусках некоторые функции будут из более дешевых моделей исключены. Какие конкретно, сейчас говорить преждевременно, уверен Афанасьев.

Подобные транспортно-информационные системы разрабатывались, в частности, компаниями МТС, «Мегафон» и «Яндекс», сообщили представители компаний. Система «МТС / Яндекс.Авто» работает также на сим-карте: она оснащена голосовым управлением и включает навигатор, интернет-браузер, развлекательные приложения от МТС. Стоимость системы – 23 000 руб. Автомобили бизнес-клиентов можно дополнительно оснастить системами удаленного запуска и мониторинга автомобиля (например, машина может автоматически уведомлять водителя, если ее пытаются эвакуировать), что позволяет отслеживать техническое состояние, настраивать модели, которые предвидят поломки и своевременно уведомляют водителя; следить за стилем вождения, контролировать и ограничивать выезд за обозначенную территорию – эти решения МТС используются страховыми, каршеринговыми и охранно-поисковыми компаниями и сервисами аренды автомобилей.

«Мегафон» сотрудничает с ООО «Порше Руссланд», предоставляет ему сим-карты для установки во все новые автомобили марки Porsche, рассказывает коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон: мобильная связь обеспечивает работу встроенного мультимедийного комплекса Porsche Connect, которому необходим 4G-интернет для работы навигации, онлайн-радио, воспроизведения онлайн-музыки и многих других вспомогательных сервисов.

Для грузового транспорта важна маршрутизация, говорят в пресс-службе «Яндекса»: с декабря в навигаторе «Яндекса» она появится для Москвы, приложение будет учитывать улицы, разрешенные для проезда грузовиков. Кроме того, у компании есть платформа «Яндекс. Авто», на которой можно интегрировать в автомобиль сервисы «Яндекса»: навигацию с информацией о дорожных событиях онлайн, оплатой заправки и парковок, мультимедийными возможностями и голосовым помощником «Алиса».