«Магнит» прекратит возить продукты до магазинов фурами в основных городах
Менее крупные грузовики партнеров должны ускорить доставку и сократить затратыВторой по выручке ритейлер в России – «Магнит» решил изменить подход к доставке продуктов в магазины, рассказал «Ведомостям» представитель компании.
До сих пор «Магнит» использовал в основном собственный автопарк. В нем около 6000 грузовиков, более 90% из них – 20-тонные и более тяжелые трейлеры и «сцепки». Но такой транспорт не всегда может подъехать к магазину, объясняет представитель сети: нужно искать парковку, перегружать товар и проч. На этом «Магнит», по собственным данным, терял не менее одного дня срока годности товара.
Для ритейлера это существенно. Именно свежие продукты обеспечивают рост продаж у всей розницы, констатирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, но, если они не проданы в срок, их приходится утилизовать, ритейлер теряет продажи. «Чем дольше товар в пути, тем больше шансов, что он попадет в непроданные остатки», – объясняет он.
«Магнит» решил отдать доставку в радиусе 100 км от распределительных центров в городах с высокой плотностью своих магазинов партнерам – транспортным компаниям с машинами грузоподъемностью 7–8 т, говорит представитель ритейлера: это «Алт авто», Волжская ТК, ООО «ДТЛ» и «Атлас-Челябинск». ДТЛ и «Атлас-Челябинск» подтвердили эту информацию, а «Алт авто» и Волжская ТК на звонки не ответили.
До конца 2019 г. товары «Магнита» начнут развозить около 500 среднетоннажных грузовиков, начнется это с Краснодара, Ростова-на-Дону, Челябинска и других городов на юге и в центре России, на Урале и в Сибири, строит планы представитель сети, а к 2022–2023 гг. такие автомобили полностью возьмут на себя развозку по городам с плотной сетью «Магнитов» в радиусе 100 км от складов. Предполагается не только арендовать машины у партнеров, но и покупать их и брать в лизинг, продолжает он, чтобы к 2023 г. довести долю среднетоннажных грузовиков в автопарке до 25–30%.
Фура успевает сделать 1,2 рейса в день, говорит представитель «Магнита», грузовик поменьше – до трех рейсов: «Это значительно увеличит свежесть и доступность товаров на полке». Изменения в логистике сократят транспортные расходы «Магнита» в IV квартале 2019 г., в высокий предновогодний сезон, на 10%, надеется он.
Расходы «Магнита» на транспорт в 2018 г. составили 34,2 млрд руб., или 2,77% выручки, сообщил представитель ритейлера. Квартальные расходы компания не раскрывала. В отчете за 2018 г. «Магнит» ставил целью уменьшение затрат за счет в том числе транспорта партнеров.
У «Магнита» крупнейший собственный автопарк среди российских розничных сетей, по данным Infoline за первое полугодие 2019 г. За ним по числу собственного парка идет крупнейший ритейлер страны – X5 Retail Group: 3952 грузовика, по данным Infoline. «Магнит» использовал для перевозок в основном собственные автомобили, а исключение составляли магистральные перевозки, где компания также сотрудничала с логистическими компаниями, говорит ее представитель.
Такую политику «Магнита» в прошлом обеспечил его сооснователь Сергей Галицкий, полагает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: предприниматель зачастую предпочитал не покупать готовые услуги и продукты, считая, что сможет самостоятельно сделать дешевле и качественнее, чем подрядчики. В начале 2018 г. Галицкий продал практически всю свою долю в «Магните», 29%, банку ВТБ за 138 млрд руб.
У ближайших конкурентов «Магнита» – Х5, а также «Дикси» и «Красное и белое» – также в основном свои автопарки, отмечает Бурмистров. Но и они сотрудничают с подрядчиками. X5 пользуется услугами наемного транспорта, чтобы разгрузить собственный парк во время пиков отгрузок, говорит представитель группы.
«Дикси», по словам представителя группы, использует транспорт подрядчиков также в пиковые периоды.
«Ашан» работает с логистическими компаниями, которые доставляют товары в распределительные центры и магазины сети во всех городах присутствия, рассказывает его представитель.
«Лента» использует партнерский малотоннажный транспорт в основном для супермаркетов и гипермаркетов в торговых центрах, говорит ее представитель. Такой транспорт нужнее именно на последней миле, объясняет представитель «Дикси»: магазины у дома не всегда имеют подъезды, которые позволяют производить разгрузку крупнотоннажному транспорту.