Правительство не ожидает закрытия автозаводов в России
И допускает возвращение на рынок некоторых автомобильных марокРиска сворачивания в России производства локализованных автопроизводителей теперь нет, следует из проекта стратегии развития автопрома до 2025 г., одобренного 27 февраля правительством («Ведомости» ознакомились с документом). Стратегию готовили Минэкономразвития и Минпромторг. Год назад, когда была опубликована первая версия проекта стратегии, этот риск был в списке – наряду с ужесточением санкций, нехваткой компетенций и средств для развития производства, повышения его эффективности, увеличения экспорта и проч. Остальные риски сохранились.
В текущих экономических условиях комплексно оценить риск [ухода с рынка или сокращения производства] и его возможное влияние на отрасль невозможно, пояснил представитель Минэкономразвития. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Спрос на рынке в прошлом году начал расти. Этому предшествовал затяжной кризис (2013–2016 гг.), из-за которого рынок сократился наполовину. По итогам прошлого года продажи легковых машин выросли на 12,4% до 1,48 млн машин, производство – на 20,3% до 1,34 млн шт., приводятся данные в стратегии. К 2025 г. рынок легковых автомобилей достигнет 2,23 млн машин, а их производство – 2,21 млн шт. (12–14% из них – на экспорт), ожидают разработчики стратегии. По сравнению с версией, опубликованной в мае 2017 г., прогноз рынка и выпуска улучшился – на 1 и 4% соответственно.
Власти также допускают возвращение брендов. «Понятно, что сейчас конкуренция несколько ослабла – ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться. Рынок у нас в этом смысле открытый, и к усилению конкуренции нужно готовиться», – сказал премьер-министр Дмитрий Медведев (его слова приведены на сайте government.ru). «Речь будет идти о моделях, обладающих высоким потенциалом для локализации в России», – отмечает представитель Минэкономразвития.
За годы кризиса был законсервирован автозавод General Motors в Санкт-Петербурге (и прекращены продажи автомобилей марки Opel), приостановлено производство на «Соллерс-Буссан» во Владивостоке (это СП «Соллерса» и Mitsui выпускало внедорожник Toyota Land Cruiser Prado), а также кроссоверов SsangYong, которые по контрактной схеме собирало другое СП «Соллерса» – «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» (выпуск Mazda продолжается). Представитель GM сказал, что расконсервация завода GM в Санкт-Петербурге пока не планируется. «Соллерс», по словам его представителя, продолжает переговоры о возобновлении производства в рамках СП «Соллерс-Буссан», но с какими автоконцернами – не раскрыл. По его словам, возобновление производства SsangYong также не исключается. Но если это и произойдет, то не в краткосрочной перспективе – рыночных предпосылок для этого пока нет, добавляет он. Возможно и возвращение Opel на российский рынок, но это не текущий приоритет, говорил осенью 2017 г. в интервью «Ведомостям» исполнительный вице-президент Groupe PSA Кристоф Бержеран (PSA – новый владелец марки Opel).
Младший партнер российского офиса McKinsey Юрий Трощенко считает, что риск сворачивания производства отдельными игроками с невысоким объемом продаж и уровнем локализации сохраняется. Автомобильный рынок сжался и будет медленно восстанавливаться, в этих условиях не у всех получается быть прибыльными, объясняет он. Возобновления свернутых производств и возвращения брендов стоит ждать лишь тогда, когда российский рынок выйдет на докризисные показатели (2,8 млн автомобилей), полагает эксперт. «Но мы не предвидим этого в ближайшие 5–7 лет», – добавляет он.
Риск сворачивания автопроизводств по-прежнему есть, соглашается сотрудник одного из автоконцернов. Это может произойти, если государство в рамках разрабатываемого сейчас нового инвестиционного режима, который придет на смену соглашениям о промсборке, поставит для допуска к господдержке слишком жесткие условия по дальнейшей локализации автомобилей, говорит собеседник. При текущих и ожидаемых продажах на рынке это может оказаться невыгодным, рассуждает он.
Директор в московском офисе The Boston Consulting Group Артурс Смилкстиньш настроен более оптимистично: «Риск сворачивания производства автомобилей минимален. Последний кризис на автомобильном рынке и так провел санитарную работу, поэтому мы не ожидаем ухода новых игроков на растущем рынке». По его мнению, игроки в основном озабочены вопросом увеличения собственной доли рынка.
Основные цели стратегии сохранились – увеличение локализации, разработка перспективной техники и систем для нее, рост поставок за рубеж. Как ожидается, экспорт (машины плюс компоненты) увеличится с $2,7 млрд в 2017 г. до $7,8 млрд в 2025 г. Как и прежде, господдержку отрасли планируется сохранить на уровне 2017 г. (более 60 млрд руб.), сместив к 2020 г. акцент на создание, производство и сбыт новых продуктов в сфере электродвижения, автономного вождения, газомоторной техники.