Продажи автомобилей в России выросли впервые за пять лет

Автопроизводители ожидают дальнейшего роста рынка, но этому может помешать государство
Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться 
Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт.
Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт. / Андрей Гордеев / Ведомости

Рынок новых автомобилей в 2017 г. вырос в России впервые за пять лет, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По сравнению с 2016 г. продажи увеличились на 11,9% до 1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Это лучше прогноза, который давала ассоциация. В начале 2017 г. АЕБ предсказывала рост на 4%, а в октябре скорректировала прогноз до 10,8% (1,58 млн машин).

Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт. А самой продаваемой моделью стала Kia Rio, обошедшая лидера прошлого года Hyundai Solaris и шедшую за ним Lada Granta.

При этом декабрь 2017 г. стал для автопроизводителей лучшим месяцем за последние три года, гласит статистика АЕБ: продано 166 013 автомобилей. Это на 14% больше, чем за аналогичный период годом ранее, и на 9% больше, чем в ноябре 2017 г.

10 самых продаваемых автомобилей в 2017 году

Откуда спрос

В прошедшем году автомобили почти не дорожали. В среднем цены выросли лишь на 5%, при этом накопился отложенный спрос, замечает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич. Год назад экономика начала стабилизироваться, в течение всего года укреплялся рубль, напоминает он. Также существенное влияние на продажи оказали программы господдержки и программы автопроизводителей по стимулированию кредитов и сделок trade-in. Сейчас у крупных автодилеров около половины сделок идет в кредит: у «Рольфа» – 50%, у «Автомира» и «Автоспеццентра» – 48%, у «Авилона» – 35%, рассказали их представители.

В следующем году поддерживать продажи в кредит будут программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но финансирование на них может быть исчерпано намного раньше конца текущего года, указывает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

Рост должен продолжиться

Полоса неудач прервана, но путь к полному восстановлению рынка еще долог, констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Ведь для достижения рекордных показателей 2012 г. потребуется почти двукратный рост продаж.

Впрочем, автопроизводители уверены – продажи продолжат расти. Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор полагает, что рынок в этом году может увеличиться примерно на 10% благодаря отложенному спросу, стабильному рублю и продолжению господдержки. Гендиректор Suzuki Motor Rus Кеичи Сумида ожидает роста в пределах 5–10%. Ранее Ford Sollers прогнозировал, что рост автомобильного рынка в этом году составит 10–15%.

Первые дни нового года пока оправдывают позитивные ожидания производителей. «На новогодние праздники в этом году меньше клиентов уехало отдыхать за границу, поэтому мы видим рост потребительского спроса в наших салонах в среднем на 7,5%», – отмечает президент «Фаворит моторс» Владимир Попов.

В чем проблема

Но сама АЕБ впервые не решилась дать прогноз на новый год. По словам Шрайбера, неопределенность объясняется планами правительства увеличить в 2018 г. ставку утилизационного сбора на автомобили. Пока не будет принято окончательного решения, сложно оценить перспективы рынка, констатировал он.

В декабре Минпромторг внес в правительство проект постановления об индексации утилизационного сбора. Представитель министерства тогда отказался назвать конкретные цифры, сказав лишь, что средневзвешенный размер индексации по разным типам машин может составить 15–17,5%.

12 января «Интерфакс» со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича передал, что сбор будет индексирован «в разной степени» – от 0 до 15% и чуть выше в зависимости от ряда факторов. Представитель Дворковича отказался раскрыть детали до выхода официального документа, лишь отметив, что он будет готов на следующей неделе.

Ранее источники «Ведомостей», близкие к двум автоконцернам, говорили, что Минпромторг предложил правительству увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили почти вдвое. По информации третьего источника – в среднем на 80%. Сейчас за новую легковую машину с двигателем 1–2 л нужно платить 44 200 руб., с мотором 2–3 л – 84 400 руб.

Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться 
Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт.

Цена – самое главное

Если утилизационный сбор вырастет в 2 раза, то это приведет к значимому увеличению стоимости автомобилей, считает управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев. Если же речь идет примерно о 15%, то это не приведет к существенным изменениям, хотя определенные корректировки цен могут быть, добавил он. Представитель Kia отказался обсуждать этот вопрос «без конкретной и достоверной информации о политике государства». Ранее большинство ведущих автоконцернов подняли цены на модели 2018 г. от 0,8 до 7%.

Повышение цен из-за сбора зависит от параметров автомобиля, при этом производители продолжат плавно повышать цены и по другим причинам, говорит Кузьмич.

Повышение утилизационного сбора негативно отразится на рынке и замедлит темпы начавшегося в 2017 г. роста, возражает предправления АГ «Авилон» Андрей Павлович. Сейчас клиенты активно скупают более дешевые модели 2017 г. Но даже незначительное подорожание заставит людей повременить с покупкой.

По мнению Павловича, рынок в 2018 г. вырастет на 10%. В отсутствие макроэкономических шоков рынок может вырасти и на 15% до 1,75 млн шт., надеется Кузьмич. Автопарк в стране стареет, напоминает он: в 2018 г. подходит срок смены автомобиля у тех, кто приобретал машины на локальном максимуме рынка в 2012–2013 гг.

Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться 
Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт.