Правительство изменило условия получения субсидий при экспорте автомобилей
Сумма компенсации транспортных расходов может вырасти до 3,5 млрд рублейСоглашения о промсборке теперь дает право претендовать на компенсацию из бюджета до 20% транспортных затрат при экспорте продукции автопрома, а не до 80%, как было в 2016 г., следует из постановления правительства. Такое соглашение есть у большинства автоконцернов, имеющих заводы в России. Но их действие закончится до 2020 г., и заключать новые правительство не собирается. Но на 80%-ную компенсацию могут теперь претендовать и производители, подписавшие с российскими властями специальный инвестиционный контракт. «Данная мера призвана стимулировать производителей к локализации производства на территории России», – сказала директор Российского экспортного центра (РЭЦ, агент программы) по отраслевому развитию экспорта Мария Зазулинская. Специнвестконтракт подписан пока только с «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» и «Мерседес-Бенц рус». Подписать контракт хочет «Хендэ мотор мануфактуринг рус», интерес проявляют еще шесть крупных компаний, сказал представитель Фонда развития промышленности.
Впрочем, новый подход вряд ли снизит число претендентов на 80%-ную компенсацию, ведь сохраняется альтернативное условие, которым большинство компаний пока не пользовалось, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. Речь идет о подтверждении производства промышленной продукции на территории России. Компания должна доказать Минпромторгу, что использует определенный набор техопераций. Их по факту выполняют многие заводы, так что сложностей не должно быть, резюмирует собеседник.
Об этом говорит и представитель Nissan: «Запрос на подтверждение уже направлен. По предварительной оценке, проблем с получением подтверждения возникнуть не должно, мы ждем официальное заключение от Министерства промышленности». «Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) соответствует всем критериям, чтобы получать 80% компенсации логистических затрат», – отмечает представитель предприятия.
Для получения максимально возможной субсидии в этом году также можно предъявить сертификат о происхождении товара формы СТ-1, замечает сотрудник другого автоконцерна. С января 2018 г. этот сертификат позволит компенсировать уже не 80%, а 60% понесенных затрат, следует из постановления.
Получатели субсидий
По данным РЭЦ, в 2016 г. субсидией при экспорте воспользовались «Камаз», «АвтоВАЗ», предприятия группы ГАЗ, УАЗ, «Фольксваген груп рус», «Джи эм – АвтоВАЗ» , «Хендэ мотор мануфактуринг рус», «ПСМА рус», ФГУП «НАМИ», «Рено Россия», «Ниссан мэнуфэкчуринг рус», «Волгабас».
По сравнению с 2016 г. выросли предельные размеры субсидий. Например, лимит затрат на перевозку одного 40-футового контейнера с продукцией автопрома водным транспортом стал втрое больше – 300 000 руб., на транспортировку автомобильным транспортом увеличился с 9–40 руб. за 1 км пробега до 100 руб. Раньше учитывались только затраты на транспортировку до границы, теперь такого ограничения нет, объясняют сотрудники двух автоконцернов. Еще одна причина – рост тарифов, добавляет один из них.
В бюджете на субсидирование транспортных расходов при экспорте продукции машиностроения в 2017 г. предусмотрено 11,8 млрд руб., говорит Зазулинская. С этого года программа помимо автопрома включает поддержку экспорта продукции энергетического, транспортного и сельхозмашиностроения. «На основе предварительных заявок, полученных от крупнейших автопроизводителей <...> планируется выборка более 3,5 млрд руб.», – рассказала она. В 2016 г. на поддержку экспорта автопрома было выделено более 2 млрд руб., из них на транспортировку – более 700 млн руб. Правда, программа заработала только во втором полугодии.
Автозаводы развивают экспорт готовых автомобилей и комплектующих на фоне сократившегося вдвое с 2012 г. рынка, из-за чего их средняя загрузка, по оценке чиновников, составляет около 40%. УАЗ собирается в 2017 г. увеличить экспорт вдвое, «АвтоВАЗ» – в 1,7 раза. Представитель «ПСМА рус» отметил, что в 2017 г. «планируется начать первый экспортный проект за пределы СНГ». Всего в 2017 г. намечается экспортировать из России легковых машин на общую сумму $1,1 млрд, в 2018 г. – на $1,5 млрд, по оценке РЭЦ.