Правительство направит 3,3 млрд рублей на поддержку экспорта автомобилей
Программа заработает задним числом, субсидии получат все экспортерыПравительство утвердило условия получения субсидий по программе поддержки экспорта автомобилей и их компонентов. На эти цели будет направлено 3,3 млрд руб. Государство компенсирует до 80% затрат на транспортировку до пограничных регионов сухопутным путем и 50% – морским, до 100% расходов по сертификации и омологации. По оценке Российского экспортного центра (РЭЦ, выступает агентом программы), в целом на компенсацию логистических затрат пойдет большая часть выделенной суммы – 2,7 млрд руб. Кузова выведены в отдельную категорию продукции. Об этом попросила французская Renault, у которой крупный проект экспорта сваренных и окрашенных кузовов из России, поясняют сотрудники трех автоконцернов. «В целом учтены все потребности автопроизводителей, кроме, пожалуй, субсидирования выставочно-ярмарочной деятельности, но такую субсидию мы тоже уже прорабатываем на 2017 г.», – говорит гендиректор РЭЦ Петр Фрадков.
Программа, как и надеялись автозаводы, будет запущена задним числом – с 1 января 2016 г. Денег хватит всем, спокойны сотрудники трех автоконцернов. Ведь сумма была определена на основании данных самих производителей, объясняют они. С января по июль 2016 г. в России было произведено 611 000 легковых автомобилей (минус 18%), гласят данные Росстата. На экспорт ушло 37 780 шт. – на 35,5% меньше, чем годом ранее, по данным ФТС. Падение связано прежде всего с сокращением спроса на казахстанском рынке – крупнейшем для российского автопрома. В целом в рамках программы предполагается перевезти около 60 000 автомобилей, говорит Фрадков.
«Субсидии полностью покрывают стоимость железнодорожных перевозок вместе с расходами на погрузку и выгрузку. Аналогичная ситуация (даже с учетом роста стоимости морских перевозок контейнеров в последние два месяца) наблюдается по морским перевозкам», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Определенные правительством суммы позволяют активизировать экспорт даже в страны Южной Америки. По мнению Бурмистрова, утвержденный размер субсидий «существенно повышает экономическую эффективность сборочных проектов в других странах и формирует возможности для более эффективного встраивания российских автопроизводителей в международные производственно-логистические цепочки».
Автоконцерны довольны решением правительства, сказали представители Renault, «Хендэ мотор мануфактуринг рус», Ford Sollers, «Камаза» и ГАЗа. Лишь представитель Nissan говорит, что его компания изучает условия компенсации. «Развитие экспорта – это единственное направление, которое дает потенциал для вывода автопрома из стагнации – и в объемных показателях, и в технологическом плане», – полагает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Утвержденное постановление снизит нагрузку для автопроизводителей, но для «экспортного прорыва» нужна системная финансовая поддержка долгосрочных проектов, включая машины с правым рулем и «Евро-6», а также создание техники для стран со специфическими техническими требованиями, добавляет она.
Автопроизводители просят чиновников продлить программу на 2017 г. и выделить на нее как минимум столько же денег, как и в 2016 г., говорят сотрудники двух автоконцернов. В ближайшее время экспорт даже с господдержкой вряд ли ощутимо увеличится, потому что заводы использовали почти все возможности для расширения поставок, считает сотрудник одного из них. Потенциал для роста есть, не соглашается сотрудник другого автоконцерна. По его словам, автоконцерны в 2016 г. не давали в полном объеме скидки, сопоставимые с размерами субсидий, но могут это сделать в 2017 г. за счет средств, полученных в текущем году. Это в итоге активизирует продажи, заключает он. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.