Рост продаж коммерческой техники в России продолжится как минимум в 2017 году, считают компании

Но до полного восстановления рынка еще далеко
Рынок грузовиков отреагировал на улучшение в экономике и начал восстанавливаться/ Depositphotos/ PhotoXPress

В 2016 г. стимулировали продажи новых машин и меры государственного регулирования, отмечает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. Так, появились новые требования по наличию системы «ЭРА-Глонасс», ужесточились условия въезда грузовой техники в Москву, поясняет он.

Прошлый год стал переломным для российского рынка коммерческих автомобилей. После затяжного и сильного падения он наконец стабилизировался и начал расти во всех сегментах. Продажи LCV увеличились на 0,1%, грузовых автомобилей – на 4%, автобусов – на 15,4%, подсчитал «Автостат» на основе регистраций новых машин. Рост на рынке легковых машин ожидается только в этом году – в прошлом году он сократился на 12%. Коммерческая техника более чувствительна к ситуации в экономике в отличие от легковых машин, где главное – это потребительский спрос, поэтому рынок грузовиков и автобусов быстрее реагирует на улучшение макроэкономических факторов, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Загрузили субсидиями

Рынок грузовых автомобилей тяжелого класса (полной массой от 14 т) снижался на протяжении трех лет и темпы падения усиливались: в 2013 г. снижение составило 13%, в 2014 г. – 28%, а в 2015 г. – 45%, напоминает представитель «Камаза». И если в 2012 г. емкость рынка составляла 105 000 грузовых автомобилей, то в 2015 г. общие продажи в нашей стране едва превысили 36 000 шт., по данным регистрации автотехники.

Рынок падал из-за снижения деловой активности на фоне замедления, а затем ухудшения экономики, продолжает представитель «Камаза». Снижение производства в большинстве отраслей привело к снижению коммерческих перевозок грузов, соответственно, сократились потребности в транспорте. Ограничение источников финансирования вызвало еще большее сокращение инвестиционных процессов, в том числе объемов закупки автотехники.

«В начале прошлого года, как мы помним, рубль был еще очень нестабильный, а цены на нефть упали до $27 за баррель. Это привело рынок грузовых автомобилей к самым низким показателям на рынке за весь кризисный период», – добавляет гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тарделль. По его словам, последующая стабилизация рынка и рост продаж непосредственно связаны со стабилизацией экономической ситуации в стране.

На стабилизацию рынка и восстановительный рост в 2016 г. повлияла макроэкономическая стабилизация, а также адаптация компаний к макроэкономическим условиям, соглашаются представители «Камаза» и «Соллерса». Но главную роль, по их мнению, сыграли госпрограммы стимулирования спроса, подчеркивают они (обновление парка, льготный автолизинг, госзакупка газомоторной техники и проч.). Об этом говорят и представители группы ГАЗ, Ford Sollers и других компаний, в том числе транспортных.

Например, на рынке тяжелых грузовиков госпрограммы обеспечили дополнительные продажи около 10 000 машин и, если бы не господдержка, рынок в 2016 г. был бы на 25% меньше, приводит расчеты представитель «Камаза».

Рынку автобусов помогли также крупные контракты, включая поставки автобусов группы ГАЗ крупнейшим перевозчикам Москвы и Московской области, замечает представитель ГАЗа. Ford Sollers, к примеру, отгрузил в 2016 г. более 300 маршрутных автобусов Ford Transit «для обеспечения внутригородских перевозок по стандартам Мосгортранса», по словам представителя совместного предприятия.

Не стоит недооценивать и серьезные усилия автопроизводителей по улучшению привлекательности цен для конечных клиентов, что наряду с господдержкой стимулировали продажи по накопившемуся отложенному спросу, замечает гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Cорен Хезе.

«Госпрограммы стимулировали собственников из всех отраслей экономики обновлять изношенный возрастной парк коммерческой техники», – говорит представитель УАЗа. Например, сейчас более 60% парка легких коммерческих автомобилей в России старше 10 лет, приводит он данные.

«С 2014 г. многие перевозчики приостановили обновление или расширение, а также перешли на использование неоригинальных запасных частей, что сокращает срок эксплуатации транспортных средств», – замечает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов.

Структура спроса изменилась

В 2016 г. на рынке тяжелых грузовиков наибольший прирост продаж в отраслевой структуре продемонстрировали две отрасли – коммерческие перевозки и строительство, рассказывает представитель «Камаза». В структуре продаж самой компании возросла доля перевозчиков, особенно выросли продажи нового магистрального тягача «Камаз-5490» с кабиной, мотором Daimler. Доля компании в этом сегменте российского рынка за год выросла с 16 до 25%.

Для карьерной техники Scania 2016 год стал самым успешным, говорит Тарделль: было поставлено 204 единицы техники более чем 25 компаниям. «Сегмент техники для лесопромышленных предприятий также стал одним из самых успешных для компании по итогам года», – добавляет он.

В прошлом году основной спрос генерировали торговые компании (в первую очередь продукты питания), а также транспортные предприятия, обслуживающие те или иные сбытовые компании, говорит руководитель отдела продаж «Исузу рус» Сергей Богомил. В сегменте строительной техники, по его словам, важную роль сыграли госзаказы на строительство – дороги, специальные и инфраструктурные объекты и т. д.

Scania, как и ряд других иностранных автопроизводителей грузовиков (например, Daimler), также развивала в 2016 г. продажи машин с пробегом. «Как правило, в кризисное время рынок техники с пробегом значительно превосходит по показателям рынок новых машин, – комментирует Тарделль. – Покупательная способность клиентов падает, и они не готовы инвестировать в дорогостоящую технику».

Основной спрос в 2016 г. на автобусную технику генерировали две сферы – образовательная и транспортная, рассказывает представитель группы ГАЗ. Госпрограмма «Школьный автобус» обеспечила рост рынка в сегменте переднемоторных автобусов, а благодаря обновлению парков крупнейших перевозчиков начался рост рынка городских автобусов, поясняет он.

В структуре продаж легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ существенно выросла доля микроавтобусов, по словам представителя группы ГАЗ. Это произошло как за счет общего роста рыночного спроса на микроавтобусы, так и за счет увеличения рыночной доли ГАЗа благодаря новому модельному ряду Next, объясняет он.

Спрос со стороны компаний и учреждений, которые задействованы в инфраструктурных проектах или оказывают услуги населению, был стабильным, но вырос спрос на LCV УАЗ со стороны физических лиц, среди которых много представителей малого бизнеса, говорит представитель «Соллерса». «Именно поэтому в наших планах вывод на рынок новой современной линейки универсальных коммерческих автомобилей УАЗ грузоподъемностью 1,5 т», – добавляет он.

Положительным трендом для рынка LCV стал рост в секторе e-commerce (интернет-торговля. – «Ведомости»), и в особенности доставка продуктов питания, генерирующей спрос на малые и средние коммерческие автомобили, рассказывает директор департамента корпоративных продаж, коммерческих автомобилей и автомобилей с пробегом российского офиса PSA Group Сергей Кириллов. В сфере пассажирских перевозок, по его словам, во многих крупных городах изменилось регулирование, что обусловило переход компаний-перевозчиков на автобусы большей вместимости. Об этом говорит и Хезе: в прошлом году началась консолидация операторов маршрутных такси, это привело к проведению тендеров по закупке больших объемов автомобилей и замещению парков с крупными транспортными средствами. Развитие рынка также повысило требования к качеству автомобилей, добавляет Хезе. «Эта тенденция началась в Москве, однако шаг за шагом проявит себя и в регионах», – уверен он.

Рост продолжится

«Экономическая политика российского правительства в 2016 г. была достаточно успешной, и мы уверены, что позитивная тенденция в экономике продолжит свое развитие, а рынок коммерческой техники ждет восстановление и рост», – оптимистичен Тарделль.

В 2017 г. продажи LCV в России могут вырасти на 4%, тяжелых грузовиков – на 11%, средних грузовиков – на 3%, автобусов – на 2–5%, в том числе из-за продолжения в 2017 г. господдержки, прогнозирует Беспалов. По оценке PwC, рынок LCV подрастет на 5%, грузовых автомобилей – на 5%, автобусов – на 8%. Схожие прогнозы и у самих автопроизводителей.

«Мы ожидаем роста рынка легких коммерческих автомобилей на уровне 2–5%, – говорит представитель группы ГАЗ. – Однако в целом макроэкономическая ситуация остается достаточно нестабильной и прогноз может существенно меняться в течение года».

«Мы ожидаем, что рынок легких коммерческих автомобилей в 2017 г. продолжит расти на уровне 5–10%», – рассказывает представитель УАЗа.

«Многие клиенты отложили обновление парка, поэтому ввиду необходимости замены транспорта ожидаем, что рынок будет стабилен или даже покажет небольшой рост», – отмечает Кириллов.

Рост рынка автобусов в 2017 г., по оценке группы ГАЗ, может составить около 5–6%. Но это в случае сохранения госпрограмм стимулирования обновления парков – без них емкость рынка автобусов может значительно сократиться, предупреждает представитель группы ГАЗ. В целом у рынка автобусов в России большой потенциал – вдвое больше текущих продаж, отмечает он. О большом потенциале рынка автобусов говорит и гендиректор «Даймлер Камаз рус» Хайко Шульце. С учетом этого, по его словам, компания изучает возможность локализации этой техники в нашей стране – сейчас предприятие выпускает грузовики.

«Камаз» ожидает, что российский рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т вырастет в 2017 г. на 12% до 45 000 шт. (по данным регистрации машин). Целевая доля компании – 58%. Для этого «Камаз», по словам его представителя, продолжит расширять и обновлять свой модельный ряд (одна из ключевых новинок – обновленный магистральный тягач «Камаз-5490 NEO», см. статью «Грузовое пополнение» на стр. В8), участвовать в госпрограммах стимулирования спроса, развивать дилерскую сеть и сотрудничество с заводами спецтехники и проч. «При этом «Камаз» активно работает над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда», – добавляет представитель предприятия.

Scania прогнозирует стабильный рост рынка, по словам Тарделля. «Тенденция на улучшение экономического климата в стране, вероятнее всего, продолжит свое развитие, – считает он. – Кроме того, к 2017 г. техника, приобретенная в 2011–2013 докризисные годы, нуждается в замене. Мы ожидаем волну реализации отложенного спроса среди наших клиентов».

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств на международных маршрутах составляет 10 лет, а на внутренних (в России) таких ограничений нет, его эксплуатируют, пока затраты на ремонт не превысят доходы от коммерческой деятельности, говорит генеральный менеджер по транспорту AsstrA AG Олег Гребенько. Между тем срок эффективной эксплуатации транспорта – 8–12 лет, поэтому в ближайшее время будет большая потребность в обновлении автопарка, уверен он.

Заместитель гендиректора «Авто-ПЭК» (транспортный парк логистической компании «ПЭК») Важа Такидзе считает, что рост рынка продолжится до конца первого полугодия 2017 г. «Дальнейшую динамику определит экономическая ситуация, сейчас это сложно прогнозировать», – отмечает он.

«Рыночная конъюнктура в России и мире заметно улучшилась. Мы ожидаем, что в текущем году будет еще больший спрос на услуги по перевозкам и объемы международных и внутренних грузоперевозок увеличатся», – прогнозирует гендиректор Polar Logistics в России Дэйв Эванс.

Полоса препятствий для рынка

Рост рынка в 2017 г. будет сдерживать увеличение расходов на транспортное обслуживание, в том числе ставки по кредитам, возросшие тарифы на каско и ОСАГО, необходимость установки тахографов и датчиков «ЭРА-Глонасс», а также планируемое повышение тарифов по системе «Платон», считает PwC.

С этим согласен представитель «Камаза». Ставка по кредитам находится на высоком уровне и является серьезным сдерживающим фактором для развития экономики, признает и представитель группы ГАЗ. Увеличение страховых тарифов, затраты на тахографы и «ЭРА-Глонасс» тоже могут оказать понижающее влияние на рыночный спрос, однако это влияние не будет существенным, замечает он. «В частности, тахографы и система «ЭРА-Глонасс» уже давно входят в комплектацию автобусов, производимых на заводах группы ГАЗ», – объясняет ее представитель. Основным сдерживающим фактором для роста рынка, по его мнению, остаются низкие инвестиционные возможности бизнеса.

«Установка любых дополнительных систем, даже нужных с точки зрения безопасности, увеличивает расходы, однако мы не считаем, что перечисленные факторы окажут решающее влияние на рынок», – отмечает Кириллов.

Кириллов ожидает, что российский рынок легкого коммерческого транспорта в последующие годы будет развиваться «плавно, без резких скачков». «Рынок грузовой техники в России будет демонстрировать хоть и стабильный, но достаточно медленный рост», – солидарен с ним Тарделль. Но когда рынок может восстановиться до докризисных показателей, они затруднились спрогнозировать.

Если не произойдет существенных изменений, которые приведут к росту деловой активности в сфере малого и среднего бизнеса, то восстановление рынка коммерческого транспорта до докризисного уровня 2012–2013 гг. произойдет к 2023–2025 гг., прогнозирует представитель группы ГАЗ.

УАЗ считает, что рынок легких коммерческих автомобилей достигнет уровня продаж 2014 г. к 2020–2021 гг.

По базовому прогнозу «Камаза», объем рынка тяжелых грузовиков к 2020 г. будет на уровне 65 000 шт., а к 2025 г. достигнет 75 000 машин. «Но при таком среднем уровне рынка пиковые значения спроса в отдельные годы вполне могут достигать докризисных максимумов», – говорит представитель компании. В некоторых сценариях это может произойти достаточно быстро – в течение двух-трех лет, предупреждает он.

По мнению Шульце, рынок грузовиков может восстановиться к 2020 г.

В ближайшей перспективе автопроизводители, по словам их представителей, намерены продолжать обновление модельного ряда, повышать локализацию, усиливать сервисные сети, выводить на рынок новые финансовые продукты. Российские заводы также намерены развивать экспорт, который с 2016 г. поддерживается государством.