Рынок новых автомобилей вырос год к году впервые с декабря 2014 года
Однако это рано называть прочным трендом, считают игроки рынкаПродажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в марте 2017 г. увеличились на 9,4% год к году до 137 894 шт., согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С марта 2016 г. это второй месячный показатель в натуральном выражении после декабря 2016 г., когда было продано 145 670 машин. К тому же рынок впервые показал уверенный рост год к году с декабря 2014 г. (тогда продажи год к году выросли на 2,4%). Рост продаж обусловлен эффектом низкой базы последних нескольких лет, на фоне которой незначительный прирост в единицах выглядит как значительное увеличение в процентах, объясняет руководитель практики по работе с компаниями автомобильного сектора КПМГ Ульрик Андерсен. По сравнению с мартом 2015 г. продажи в марте 2017 г. сократились на 1,4%, свидетельствует статистика.
По итогам I квартала 2017 г. продажи выросли, но всего на 1%, поскольку в январе и феврале рынок падал на 5 и 4,1% год к году соответственно. Это хорошая новость для российского рынка, который не видел позитивного результата за квартал более четырех лет, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Только в 2013 г. в I квартале рынок показывал незначительный рост в 0,32%, согласно данным АЕБ. Однако нужно иметь больше месяцев с положительным результатом, прежде чем мы сможем назвать это прочным трендом, указывает Шрайбер.
Радоваться успехам преждевременно, статистика апреля будет более показательной, соглашается директор дилерского центра Ford «Рольф сити» Владимир Мирошников. По активности на рынке не видно принципиального подъема: «Автоспеццентр» продал то же количество автомобилей, как и в прошлом году, добавляет директор департамента продаж автодилера Алексей Потапов. При этом в целом март и апрель являются самыми «продающими» месяцами в первом полугодии, поскольку клиенты стараются купить машины до начала дачного сезона, говорит руководитель группы автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова.
Массовый сегмент показал результаты лучше, чем премиальный, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Так, продажи пяти самых популярных марок растут год к году: Lada (+13%), Kia (+18%), Hyundai (+29%), Renault (+19%), Toyota (+18%); а продажи у большинства премиальных – падают: Mercedes (-3%), Lexus (-9%), Audi (-41%), Land Rover (-3%), Porsche (-16%), свидетельствует статистика.
У Renault продажи растут в основном за счет новой модели Kaptur, также клиентов привлекают госпрограммы обновления автопарка, кредитные и страховые программы, отмечает представитель бренда. Рост продаж Hyundai связан с выходом на рынок нового поколения Solaris, а также новой модели Creta, объясняет Потапов. Продажи Lada растут за счет широкого модельного ряда, уровня сервиса у дилеров, активной маркетинговой политики, а также расширения географии точек продаж, отмечает представитель «АвтоВАЗа».
Однако дилеры почти не зарабатывают на продаже массового сегмента: зачастую машина продается по себестоимости или даже в убыток, отмечает Кофанова. По ее словам, премиальные автомобили – это более маржинальный продукт, который дилер не станет продавать дешевле, к тому же сервисное обслуживание премиальных марок дороже. Доходы граждан не растут, а премиальные марки постоянно поднимают цены (в 2017 г. это сделали Audi, Mercedes, BMW и Lexus) – из-за этого сегмент падает, указывает Кофанова. Разрыв в стоимости автомобилей массового и премиального сегментов вырос, добавляет Мирошников: премиальные марки отказались от либеральных цен, соответственно, если клиент хочет сохранить статус машины, ему придется платить больше. К тому же стоимость премиальной машины в Европе зачастую выше стоимости в России, поэтому производителям и дилерам уже просто некуда снижать цены, уточняет Кофанова. Производителей премиального сегмента кризис настигает отсроченно, поэтому продажи падают сейчас, объясняет представитель Porsche.
Последние годы премиальный сегмент показывал лучшую динамику, чем остальные сегменты рынка: покупатели таких автомобилей проявили большую устойчивость к кризису и покупали новые машины, даже несмотря на рост цен и падение реального располагаемого дохода, отмечает Андерсен. Покупатели автомобилей среднего и бюджетного ценового диапазона были гораздо чувствительнее к росту цен и падению доходов, поэтому рост продаж массового сегмента считается крайне позитивной динамикой, так как этот сегмент бизнеса гораздо шире, добавляет он. По его словам, также часть купленных автомобилей – результат отложенного спроса, который стал возможным благодаря незначительному улучшению ситуации на рынке, стабилизации цен и доходов населения.