Российский авторынок продолжает падать

Февральские продажи новых машин сократились на 4,1%. Покупателей премиальных авто все меньше
Рынок находится в состоянии неустойчивого равновесия, считает представитель автодилера «Рольф» Светлана Браницкая
Рынок находится в состоянии неустойчивого равновесия, считает представитель автодилера «Рольф» Светлана Браницкая / Евгений Разумный / Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей продолжают падать: в феврале рынок сократился на 4,1% год к году – до 106 658 штук, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это один из худших показателей в этом месяце за последние 10 лет: меньше было продано только в 2010 г. (см. график). Тогда все ждали восстановления рынка после кризиса 2009 г., но рост начался лишь месяц спустя благодаря запущенной госпрограмме утилизации, вспоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил по итогам февраля «очень разнонаправленную динамику продаж от бренда к бренду», которой в итоге оказалось недостаточно, чтобы вывести рынок в плюс. Некоторые традиционные лидеры сделали меньший вклад, чем годом ранее, приводятся в сообщении слова Шрайбера. Так, продажи Lada, Kia, Renault и Volkswagen в феврале выросли на 5–18%, а Hyundai, Toyota, Nissan, напротив, сократились на 11–28%. Рынок находится в состоянии неустойчивого равновесия, считает представитель автодилера «Рольф» Светлана Браницкая, выраженное восстановление начнется лишь во втором полугодии.

В отличие от массового сегмента февральские продажи почти всех премиальных автобрендов – Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Land Rover, Porsche – падают, как и год назад, свидетельствуют данные статистики. Клиенты стали рациональнее распределять траты, объясняет президент «Фаворит моторс» Владимир Попов: раньше они приобретали премиальные автомобили в минимальной комплектации, теперь предпочтут машину классом ниже, но со всеми дополнительными опциями. Это тревожная для рынка тенденция, считает сотрудник одного из автодилеров: самая высокая маржинальность в премиальном сегменте – без него компании не смогут зарабатывать, поскольку менее дорогие автомобили продаются в ноль или в минус. Директор департамента продаж «Автоспеццентра» Алексей Потапов также отмечает, что рост идет за счет активности в массовом сегменте: клиенты еще ищут машины по старым ценам, а импортеры оказывают всяческую поддержку покупателям. В феврале «Автоспеццентр» 47% проданных автомобилей реализовал именно по старым ценам, сказал Потапов.

По сравнению с январем 2017 г. продажи у дилеров выросли: у «Рольфа» – на 20%, у ГК «Автоспеццентр» – на 17%, сообщили их представители; весь рынок – на 37%, согласно АЕБ.

Март покажет 10%-ный рост как год к году, так и месяц к месяцу, верит Попов. По мнению Браницкой, год к году показатели в марте сильно не улучшатся.

Рынок находится в состоянии неустойчивого равновесия, считает представитель автодилера «Рольф» Светлана Браницкая