Tesla обогнала Ford Motor по рыночной капитализации

Обойдя конкурента, который старше нее на 100 лет, компания Илона Маска теперь уступает в США только General Motors
Инвесторы делают ставку на то, что Илон Маск изменит автомобильный сектор так же радикально, как столетие назад – Генри Форд
Инвесторы делают ставку на то, что Илон Маск изменит автомобильный сектор так же радикально, как столетие назад – Генри Форд / Elijah Nouvelage / Reuters

Рыночная капитализации производителя электромобилей Tesla, одним из основателей которого является предприниматель Илон Маск, в начале торгов в понедельник превысила капитализацию Ford Motor. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные FactSet. Акции в первые минуты торговой сессии Tesla поднялись на 2,8%, в результате чего рыночная стоимость компании составила $46,67 млрд. Акции Ford снизились на 2%, а капитализация – до $46,14 млрд.

Через полтора часа торгов разрыв увеличился: к 18.00 мск акции Tesla росли на 5,3%, Ford – снижались на 2,8%.

В результате компания с 14-летней историей обогнала конкурента, который старше нее ровно на 100 лет (они были основаны в 2003 и 1903 гг. соответственно). Tesla стала вторым по рыночной капитализации автопроизводителем США, крупнее теперь только General Motors, которую инвесторы оценивают в $52 млрд.

На прошлой неделе китайская технологическая компания Tencent Holdings сообщила, что приобретает 5% акций производителя электромобилей.

А скачок акций в понедельник последовал за воскресным объявлением о том, что мировые продажи электромобилей Tesla в I квартале выросли до рекордного уровня. Они увеличились на 69% в годовом выражении примерно до 25 000 электромобилей. Такой результат позволяет компании надеяться достичь цели по продаже 50 000 электромобилей в первом полугодии. Это должно вселить дополнительную уверенность в инвесторов перед запланированным в этом году выпуском новой более доступной модели – седана Model 3 стоимостью около $35 000.

Но главным в линейке Tesla должен остаться электромобиль Model S, отметил гендиректор компании Илон Маск. «Я замечаю, что многие люди воспринимают Model 3 как «следующую версию» Tesla, словно iPhone 3 после iPhone 2. Это не так. Это лишь более компактная и доступная версия Model S», – написал Маск в Twitter. В I квартале около 13 450 из проданных электромобилей пришлись на седаны Model S, а примерно 11 550 – на кроссоверы Model X.

Tesla показала «бюджетный» электромобиль

Tesla показала «бюджетный» электромобиль

С начала года рыночная капитализация Tesla выросла более чем на 30%.

Маску сейчас 45 лет; столько же было Генри Форду, когда в 1908 г. он выпустил знаменитую модель «Т», появление которой сделало автомобиль доступным и массовым средством передвижения для среднего класса. Сегодня инвесторы делают ставку на то, что Маск, как и столетие назад Форд, сможет изменить транспортную отрасль, причем с помощью не только электрических, но и самоуправляемых автомобилей, отмечает WSJ. Некоторые аналитики считают, что шансы Tesla обеспечить прорыв в этом направлении выше, чем у традиционных автогигантов, поскольку она изначально нацелена на то, чтобы включать в свою продукцию инновации, в том числе технологии автономного вождения. «Другим автопроизводителям необходимо совершить переход к электрическим и самоуправляемым автомобилям, и для них сделать это примерно в два раза сложнее, чем для Tesla», – сказал WSJ Таша Кини, аналитик ARK Invest, которая держит в портфеле акции Tesla, GM и Toyota Motor. Модель 3, которая изначально была названа бюджетной моделью, даже в базовой версии содержит автопилот; на одной зарядке она будет способна проехать около 350 км (примерно от Нью-Йорка от Вашингтона; или от Москвы до Тулы и обратно).

Впрочем, оценка, которую инвесторы дают Tesla, во многом основана как раз на их ожиданиях, а также на том, что они скорее считают ее технологической, чем автомобильной компанией (первые традиционно имеют более высокие мультипликаторы стоимости, чем вторые).

Так, Tesla остается убыточной компанией, у нее высокая долговая нагрузка, а в прошлом году она продала лишь 76 000 машин. Правда, год назад, еще до того как Маск представил Model 3, энтузиасты сделали 115 000 предзаказов (при том что автомобили, как предполагается, они начнут получать ближе к концу 2017 г.). В этом году Маск поставил целью продать 0,5 млн машин, что вызывает сомнения даже у некоторых его сторонников. При этом годовая выручка Ford (почти $152 млрд в 2016 г.) превышает выручку Tesla более чем в 20 раз, у него $4,6 млрд прибыли и в прошлом году было продано 6,65 млн машин.

Генеральный директор Ford Марк Филдз обещает к 2021 г. создать самоуправляемый автомобиль, компания вложила $1 млрд в Argo AI, стартап, в котором работают инженеры, занимавшиеся этой технологией в Uber Technologies и Alphabet.

Однако Ford пока не удается убедить инвесторов в том, что он может изменить себя, переделав традиционную, более чем вековую бизнес-модель, и весь сектор. Рыночная капитализация Ford сейчас примерно такая же, как в конце 2010 г., когда Tesla провела IPO и стоила $2 млрд.