Tesla выпустит самоуправляемый электробус и грузовик

Компания сообщила о перспективных продуктах на ближайшее будущее
Гендиректор Tesla Motors Илон Маск сообщил о планах компании выпустить электрические грузовик и автобус, развивать технологию самоуправляемых автомобилей и создать кар-шеринговый сервис
Гендиректор Tesla Motors Илон Маск сообщил о планах компании выпустить электрические грузовик и автобус, развивать технологию самоуправляемых автомобилей и создать кар-шеринговый сервис / Noah Berger / AP

Гендиректор Tesla Motors Илон Маск сообщил о планах компании выпустить электрические грузовик и автобус, развивать технологию самоуправляемых автомобилей и создать кар-шеринговый сервис. Также руководитель защищает идею слияния с производителем солнечных электростанций SolarCity для создания универсального предложения для клиентов. Маск изложил свой футуристический план в блоге компании. Бизнесмен называл его Master Plan, Part Deux, считая его обновлением к «Мастер-плану», опубликованному Tesla 10 лет назад.

Компания создаст «хорошо интегрированный и красивый продукт» солнечной электростанции для крыши частного дома с аккумуляторами накопления энергии, чтобы затем масштабировать его по всему миру. Это, по мнению Маска, невозможно сделать хорошо, если Tesla и SolarCity останутся разными компаниями. Маск является председателем совета директоров и основным акционером (22%) SolarCity. Объявление в июне о планах поглощения SolarCity за $2,8 млрд насторожило инвесторов, и акции Tesla снизились на 10%.

В модельном ряду Tesla появятся грузовик и автобус с электрическим приводом и аккумуляторами, пообещал в блоге Маск. Сейчас у Tesla есть модели в двух относительно небольших сегментах - премиальных седанов и кроссоверов. Кроме Model 3 у компании появятся компактный кроссовер и пикап. Машина стоимостью меньше Model 3 вряд ли будет необходима, считает Маск. Но нужны два других типа транспортных средств - тяжелый грузовик и автобус для городов с высокой плотностью движения. Оба проекта находятся на ранних стадиях разработки и должны быть готовы к показу в следующем году, написал Маск. «С внедрением массовой технологии самоуправляемых транспортных средств, вероятно, имеет смысл уменьшить размер автобусов, а роль водителей перейдет к управляющим автопарками», - считает он. Пробки сократятся благодаря улучшению координации и равномерности движения транспортных потоков. Вызов автобусов-роботов для людей, у которых нет смартфонов, будет активироваться кнопками на остановках. Конструкция автобусов позволит вмещать инвалидные кресла, коляски и велосипеды.

Все транспортные средства Tesla будут обладать аппаратными средствами для полной самоуправляемости с возможностью переключения на ручное управление, сообщил Маск. Доводка и отладка программного обеспечения займет гораздо больше времени, чем интеграция видеокамер, радаров, сонаров и компьютеров, отмечает он. Маск защищает опережающий опыт внедрения полуавтономных систем вождения на текущих моделях марки, за что компания подверглась критике после первой аварии со смертельным исходом в США. При правильном использовании полуавтономные системы уже значительно безопаснее, чем человек за рулем, утверждает Маск, ссылаясь на доклад Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA) США о смертности на дорогах в 2015 г.: автомобильные аварии со смертельным исходом увеличилось на 8%, до одной смерти каждые 89 млн миль общего пробега. Суммарный пробег машин с «Автопилотом» (система Tesla) скоро превысит эту цифру вдвое, и система становится лучше с каждым днем, говорит Маск. «Автопилот» считается бета-версией системы, чтобы снизить самоуспокоенность водителей и показать, что система продолжает дорабатываться. После того как компания доведет систему до уровня примерно в 10 раз безопаснее, чем среднее транспортное средство в США, бета-метка будет удалена, сказал Маск.

Но после того как система полностью автономного движения машин будет отлажена и самоуправляемые автомобили будут одобрены регуляторами, у владельцев появится возможность не только заниматься за рулем своими делами - спать, читать или делать что-нибудь еще, - но и передать его в аренду другим пользователям, используя мобильное приложение. Так можно будет сократить стоимость владения машиной или компенсировать лизинговые платежи. Большинство автомобилей используются владельцами от 5% до 10% в день, пишет Маск, таким образом самоуправляемые автомобили будут экономически в несколько раз эффективнее обычных. В городах, где спрос превышает предложение, компания собирается создать собственный автопарк для кар-шеринга. Такая система сделает Tesla конкурентом специализированным компаниям вроде Uber и Lyft.

Большая часть плана описана расплывчато, повторяя привычку Маска дразнить новыми идеями задолго до их запуска в производство, пишет Financial Times. С характерным сочетанием туманности, амбиций и самооправданий эскиз нового десятилетнего плана Маска выглядит попыткой затушевать скептические мнения, в тот момент когда Tesla сталкивается с растущими вызовами, пишет британское издание. «Как это обычно бывает, Илон Маск выложил грандиозный план на будущее без каких-либо временных рамок и подробностей, и в нем ничего не говорится о том, как и когда Tesla станет прибыльной», - сказала FT старший аналитик американского автомобильного журнала Autotrader Мишель Кребс.

Tesla и SolarCity остаются убыточными, тратя оборотные средства. В мае Tesla разместила около $1,7 млрд новых акций для ускорения разработок и запуска в производство нового недорогого электромобиля Model 3, собираясь достичь темпов производства 500 000 машин в год к 2018 г., на два года быстрее первоначального плана. В понедельник SolarCity сообщила, что привлекла $ 345 млн для финансирования проектов и увеличила долг на $ 110 млн.

"Новый план Tesla предусматривает расширение модельного ряда электромобилей на коммерческие транспортного средства, чтобы покрыть все основные сегменты, - говорит Кребс, - но пока компания не выполнила производственных целей с нынешней ограниченной линейкой продуктов на ближайшие пару лет".

Новый план сосредоточен на продуктах и технологиях, но избегает изложения стратегии для отдельных рынков, например Китая или Европы, пишет The Wall Street Journal. План также не содержит каких-либо конкретных финансовых целей, отмечает издание.