В США расследуют аварию Tesla на автопилоте со смертельным исходом

Компании, возможно, придется отзывать все электромобили с функцией автопилота
В США расследуют аварию Tesla на автопилоте со смертельным исходом
В США расследуют аварию Tesla на автопилоте со смертельным исходом / Reuters

Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) США начало расследование аварии электромобиля Tesla, сообщила компания. Это первое в истории ДТП со смертельным исходом транспортного средства под управлением автопилота. Авария произошла 7 мая на скоростном шоссе во Флориде - седан Tesla Modes S въехал под полуприцеп грузовика. 29 июня Tesla получила уведомление NHTSA о расследовании, пока и компания, и регулятор подчеркивают, что речь идет о предварительной проверке.

NHTSA направило специальную группу по расследованию аварии на место происшествия, на такой шаг агентство обычно идет при несчастных случаях, которые представляют особую важность, пишет Bloomberg. NHTSA заявило, что изучит устройство и действие автоматических систем вождения, которые использовались во время аварии. Агентство подчеркнуло, что по предварительной оценке инцидента невозможно сделать какие-либо выводы о том, был ли автомобиль Tesla неисправен.

Мировые автопроизводители усиленно разрабатывают и продвигают системы автономного вождения, подавая их как технологии, обещающие сохранение человеческих жизней. Tesla и ее гендиректор Илон Маск особенно гордятся безопасностью своих машин. В августе 2013 г. седан Model S получил 5-звездочный рейтинг безопасности NHTSA. В октябре 2015 г. компания выпустила обновление программного обеспечения машины, позволяющее двигаться по шоссе в полуавтономном режиме — система Autopilot удерживает автомобиль в полосе движения, поддерживает скорость и дистанцию, при включении поворотника, учитывая помехи, перестраивается в соседнюю полосу. «Автопилот разработан, чтобы сделать ваше вождение по шоссе не только безопаснее, но и без стрессов», - говорится на сайте компании.

В официальном блоге Tesla написала, что это первое ДТП с летальным исходом на 130 млн миль (209 млн км), которые с октября 2015 г. проехали машины компании с системой Autopilot. В среднем на все автомобили, эксплуатирующиеся в США, приходится один смертельный случай на 94 млн миль (151 млн км) пробега, а среднемировой показатель - 60 млн миль (97 млн км), сообщила компания.

«У нас есть информация, что транспортное средство двигалось по шоссе с физическим разделителем встречных полос на автопилоте, когда седельный тягач с прицепом [фура] выехал на шоссе перпендикулярно Model S, - написала Tesla в блоге. - Ни автопилот, ни водитель не заметили белый бок полуприцепа на фоне ярко освещенного неба, поэтому тормоза не активировались. Высокий дорожный просвет прицепа в сочетании с его позиционированием поперек дороги и крайне редкое стечение обстоятельств столкновения привели к тому, что Model S прошла под полуприцепом, а его нижняя часть воздействовала на лобовое стекло Model S». Фура перегородила электромобилю дорогу прицепом при повороте налево, уточняет The New York Times со ссылкой на документы полицейского расследования ДТП.

Погибший в аварии во Флориде 40-летний Джошуа Браун - владелец компании, занимавшейся технологическим консалтингом. Он был энтузиастом калифорнийской марки, поклонником электромобилей и инновационных технологий. Два месяца назад он разместил на YouTube ролик, демонстрирующий способность автопилота Tesla избежать столкновения с неаккуратно перестраивающимся грузовичком. Прежде Браун служил морским пехотинцем, сообщает Bloomberg.

Водитель грузовика сказал журналистам, что Tesla двигалась на высокой скорости и не тормозила. Водитель фуры считает, что Браун в момент аварии смотрел фильм, пишет The Wall Street Journal.

Если система не заметила на дороге фуру, Tesla придется отозвать автомобили для исправления недостатков, сказал Bloomberg гендиректор юридической организации «Центр за автомобильную безопасность» Кларенс Дитлоу. «Автопилот должен быть в состоянии распознавать все возможные дорожные условия. Это явный дефект, и он должен быть исправлен. Когда в автомобиле устанавливается автопилот, вы предлагаете людям довериться системе, даже если юридически обязываете их держать руки на руле", - сказал Дитлоу.

Tesla написала в блоге, что перед включением системы специально предупреждает владельца транспортного средства, что Autopilot является «новой технологией, пока находящейся в фазе публичного бета-тестирования».

Ни один другой автопроизводитель не продает непроверенную технологию клиентам, сказал агентству президент консалтинговой фирмы CarLab Эрик Нобл. «Никакой квалифицированный автомобилестроитель не передаст подобную технологию на дороги, в руки потребителей без дополнительных испытаний, - сказал Нобл. - Ее надо тестировать миллионы миль с обученными водителями, а не с потребителями».

Расследование объявлено в непростой для калифорнийской компании момент, когда Tesla сообщила о намерении приобрести поставщика решений для солнечной энергетики SolarCity за $2,8 млрд. Новость насторожила инвесторов, и акции компании снизились на 10%. С 2013 г. капитализация компании выросла более чем в пять раз - свыше $30 млрд, то есть более чем на две трети от стоимости General Motors, отмечает The Wall Street Journal. Но Tesla не ожидает выйти в прибыль ранше 2020 г., и инвесторы наказывают котировки за планы Маска объединить две убыточные компании.

В четверг, после объявления о расследовании ДТП во Флориде, акции компании упали на 2,7% до $206,5.