Tesla не желает держаться в рамках
Руководитель Tesla Motors Илон Маск в своем стремлении раздвинуть границы возможного иногда доводит ситуацию до критического состояния. Обсуждая сделку с SolarCity, многие сочли, что Маск в этом случае злоупотребляет своей властью. А обстоятельства аварии снова дали повод говорить, что амбиции гендиректора Tesla заходят слишком далеко и что он идет на неоправданные риски.
Маска трудно упрекнуть в робости или скрытности. Десять лет назад он представил план развития Tesla, и этот план выполняется в целом довольно точно. В августе 2006 г. было анонсировано создание четырехдверного семейного автомобиля, который затем воплотился в Model S, а также «недорогой» машины, теперь известной как Model 3. Кроме того, в 2006 г. Маск обещал, что Tesla будет продавать солнечные панели компании SolarCity, которую возглавляет его кузен и в которой он сам является председателем совета директоров.
В эпоху, когда компании, как правило, фокусируются на проблемах будущего квартала или очередного производственного цикла, способность Маска представить реалистичный план на 10 лет внушает уважение. Но, как говорится, дьявол в деталях. Tesla создала самоуправляемый автомобиль, но пока не ясно, насколько тщательно были протестированы соответствующие технологии перед началом их эксплуатации.
Сделка Tesla с SolarCity вызывает подозрения в конфликте интересов: между двумя компаниями слишком много связей – родственных, финансовых и прочих. Обе компании сейчас убыточны – в сумме за прошлый год их убытки составили $1,6 млрд. Представитель SolarCity отказался комментировать сделку, представители Tesla не ответили на просьбу предоставить комментарии.
Инвесторы, похоже, готовы мириться с убыточностью Tesla, они рассчитывают получить прибыль в результате наращивания масштабов производства Model 3. С финансовыми перспективами SolarCity ясности гораздо меньше. Маск уверяет, что компания получит положительный денежный поток в течение 3–6 месяцев, но пока результаты оставляют желать лучшего. К тому же SolarCity сейчас радикально перестраивает модель бизнеса. Прежде основным источником дохода был лизинг домашних энергетических систем на солнечных батареях. Но потребители все чаще предпочитают пользоваться собственными солнечными панелями, и это заставляет SolarCity строить вертикально-интегрированный бизнес. В Буффало, штат Нью-Йорк, компания создает завод по производству солнечных панелей Gigafactory – штат вложил в этот проект $750 млн. Ожидается, что вскоре SolarCity сможет выпускать ежедневно по 10 000 солнечных панелей, что соответствует годовой мощности порядка 1 ГВт.
В истории солнечной энергетики было несколько провальных проектов, включая банкротство компании Solyndra, и многие инвесторы с опасением следят за развитием SolarCity. Бизнес этой компании зависит от объема продаж панелей, которым приходится конкурировать с дешевой китайской продукцией. Все это наводит на мысль о том, что сделка Tesla является лишь попыткой спасти SolarCity.
В деятельности Маска есть и еще один важный аспект. С 2006 г. предприниматель стремится превратить Tesla в вертикально-интегрированную структуру, занимающуюся энергетикой и транспортом. Уже сейчас компания производит настенные батареи, способные накапливать солнечную энергию. В сочетании с продукцией SolarCity и электромобилями Tesla Маск надеется существенно потеснить традиционное топливо в транспорте и энергетике. Это звучит обнадеживающе, но, как и в случае с самоуправляемыми автомобилями, здесь необходимо учитывать множество проблем реального мира. Крис Нелдер, аналитик энергетического рынка из исследовательского центра Rocky Mountain Institute, отдавая должное перспективности проектов Маска, все же сомневается в целесообразности сосредоточения в руках Tesla производства как автомобилей, так и энергетических систем для них. Американская компания может преуспеть на рынке электромобилей, но ей гораздо труднее добиться успеха на рынке солнечных батарей – здесь и конкуренция выше, и конфликты с регуляторами более вероятны.
Маск явно намеревается изменить мир, причем быстро, и для этого готов разрушать шаблоны корпоративного управления. Но в свои проекты он вовлекает все больше и больше людей. Хотелось бы, чтобы он, идя на риск, трезво оценивал степень этого риска – не только для себя и своих компаний, но и для инвесторов и клиентов.
Перевел Александр Силонов