Падение продаж новых автомобилей в России ускорилось в августе
По итогам года продажи могут не оправдать даже ухудшенный прогнозВ августе 2016 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 18% год к году до 113 749 машин, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Падение ускорилось с июля на 1,4 п. п., за восемь месяцев продажи сократились почти на 15%, отмечается там же.
Низкие результаты августа можно объяснить высокой базой прошлого года: тогда продажи поддержали скачки валютного курса, они подталкивали потребителя к покупке, говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Зато, по словам Шрайбера, в августе продажи перестали проседать ниже исторического минимума кризисного 2009 г. Он называет это «хорошей новостью». В июле продажи были даже хуже, чем семь лет назад, но результаты августа 2016 г. уже лучше аналогичного периода 2009 г., поясняет представитель АЕБ. Ускорение падения рынка связано не только с низкой базой, но и с сезонностью, считает коммерческий директор ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. В мае и августе продажи традиционно низкие: люди отдыхают и меньше задумываются о крупных покупках, поясняет он.
Предпосылок для изменения тенденции и не было: покупательная способность все еще не восстанавливается, говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. Цены на автомобили растут, а покупательная способность населения падает, соглашается Светлана Виноградова из «Рольфа». Кроме того, спрос сместился на автомобили с пробегом, например в «Авилоне» в августе их продажи выросли на 23% год к году, говорит гендиректор «Авилона» Андрей Павлович.
Продажи одного из крупных автодилеров упали даже ниже, чем в целом рынок, – примерно на 37% в регионах и 36% в Москве, отмечает его сотрудник. Продажи «Автоспеццентра», напротив, оптимистичны: их поддерживает спрос на автомобили российской сборки, которые продает компания, говорит Зиновьев, данных по выручке он не раскрывает. Девять моделей из десятки лидеров продаж новых легковых автомобилей – российского производства, подтверждают данные АЕБ.
«Рольфу» удалось удержать продажи в августе на уровне 2015 г., а за восемь месяцев они увеличились на 12% год к году, отмечает Виноградова. Дилерский рынок сейчас очень неоднороден: крупные игроки наращивают продажи, а слабые уже на грани закрытия, поясняет она.
В июле АЕБ значительно ухудшила прогноз на 2016 г.: продажи автомобилей сократятся на 10,3% год к году до 1,44 млн шт., а не на 4,7%, как прогнозировала ассоциация в январе. Очевидно, что за оставшиеся месяцы продажи новых автомобилей не успеют достичь даже обновленного прогноза, рынок до сих пор не может нащупать дно, говорит Моженков.
С ним согласен и представитель автодилера «Независимость». По прогнозам этой компании, за 2016 г. продажи новых автомобилей в стране сократятся примерно на 13,5%. Две трети года уже позади, маловероятно, что ситуация изменится и в оставшиеся четыре месяца продажи сократятся лишь на 1,5%, замечает он. Представитель АЕБ заявил, что ассоциация не планирует пересматривать прогноз на год.
Достичь прогноза удастся вряд ли, но в целом стабилизация рубля и отложенный потребительский спрос могут привести к росту покупательской активности в IV квартале, оптимистичен Зиновьев. Предпосылок для заметного изменения ситуации сейчас нет, но продажи могут начать восстанавливаться к концу 2016 г., согласен аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В декабре 2016 г. и начале 2017 г. продажи даже могут незначительно вырасти в основном благодаря низким показателям предыдущих лет, ведь рынок падает уже четвертый год, напоминает Беспалов.