Падение производства легковых автомобилей ускоряется

В июне выпуск снизился на 5%, в июле – почти на 20%
В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году
В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году / Ю. Ерашова / Ведомости

В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году, следует из сообщения Росстата, размещенного на его сайте в понедельник (количество выпущенных машин не уточняется). По итогам семи месяцев выпуск снизился на 18,1%. Падение усиливается – в июне оно составило 5,3%, а в мае вовсе был зафиксирован рост на 4,1%.

Представитель совместного предприятия Ford Sollers отметил, что в России автопроизводители «адаптируются к текущему спросу, который продолжает падать довольно серьезно месяц к месяцу». В июле продажи легковых автомобилей и LCV упали на 16,6%, месяцем ранее – на 12,5%, гласят данные АЕБ. Сотрудник одного из автозаводов добавляет, что в прошлом году в июле простоев и дней традиционных корпоративных каникул было меньше или же они выпадали больше на август.

Большая часть продаваемых легковых машин – локального производства. По данным «АСМ-холдинга», по итогам первого полугодия 2016 г. их доля составила более 80%. Падение рынка в августе продолжится и даже может усилиться, ведь дилеры традиционно размещают заказы для автозаводов с временным лагом в два месяца, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Рынок продолжит падение, скорее всего, так как позитива никакого не видно», – говорит и сотрудник одного из автоконцернов.

В июле 2016 г. производство легковых автомобилей в России упало на 19,8% год к году

По оценке Удалова, дна российский рынок легковых автомобилей может достичь в октябре – ноябре: скажется эффект низкой базы, отложенный спрос и сезонная деловая активность, объясняет он. «Планирование производства уже адаптировалось к кризисным условиям продаж, однако возможен постепенный рост оптимизма на фоне ожиданий ослабления падения продаж во второй половине года и ожидания медленного прихода эффекта отложенного спроса», – полагает партнер и управляющий директор BCG Константин Полунин.

По актуализированному прогнозу «АСМ-холдинга», в целом в 2016 г. будет выпущено 1,1 млн легковых машин – на 8,3% меньше, чем в 2015 г. Такой же прогноз у Полунина.

Спрос на рынке государство стимулирует за счет нескольких программ, основная – программа обновления парка (на нее выделено в 2016 г. 22,5 млрд руб.). Если бы не эти программы, то падение было бы сильнее, замечает Удалов. По его мнению, господдержка, скорее всего, также потребуется рынку в 2017 г. (о такой возможности ранее говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров) и будет нужна как минимум до устойчивого роста производства и продаж. Представитель «АвтоВАЗа» с ним согласен: «Мы бы приветствовали продолжение господдержки спроса в ближайшие 1–2 года. Это могло бы стабилизировать ситуацию на рынке, а в дальнейшем – ускорить его восстановление». По его мнению, «крайне умеренный рост» российского рынка может начаться в 2017 г.