Доля негарантийных машин на обслуживании у российских дилеров удвоилась

В погоне за клиентом они сулят скидки и берутся за ремонт любых марок
С начала кризиса доля негарантийных машин на обслуживании у российских дилеров удвоилась и приближается к 50%
С начала кризиса доля негарантийных машин на обслуживании у российских дилеров удвоилась и приближается к 50% / Е. Егоров / Ведомости

В группе «Независимость» доля негарантийных автомобилей выросла на 5%, говорит технический директор ее бизнес-подразделения по брендам Jaguar, Land Rover, Volvo Алла Мартынова. Уменьшение парка негарантийных автомобилей отрицательно сказывается на доходности любого автосервиса, считает она.

Из-за падения продаж новых автомобилей у автодилеров на обслуживании сокращается парк гарантийных машин и многие пытаются загрузить простаивающие мощности, привлекая постгарантийные автомобили, рассказал «Ведомостям» директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников. Доля машин старше трех лет (стандартный гарантийный период), находящихся на обслуживании в «Автомире», пока менее 50%, но по сравнению с 2014 г. она выросла в 2 раза, признается его коммерческий директор Алексей Савостин.

Официальным дилерам сложно конкурировать с независимыми автомастерскими: в частности, подорожали запчасти и это увеличило разрыв в ценах обслуживания, констатирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Разница стабильна – 30%, оценивает сооснователь и гендиректор сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. Независимые станции техобслуживания (СТО) включают в стоимость и работы, и запчасти, а у дилеров, использующих фирменные запчасти, цена высокая даже с учетом маркетинговых акций, объясняет она. «Рольф», стремясь сделать услуги максимально доступными, разработал пакетные предложения – работы плюс запчасти – по специальным условиям, говорит Мирошников. Особые условия предлагаются, по его словам, и владельцам трех- и пятилетних автомобилей. В условиях вынужденной конкуренции с независимыми СТО официальные автосервисы иногда закрывают глаза на дилерские соглашения и могут предлагать в том числе неоригинальные запчасти, признается сотрудник одной из дилерских компаний: «Клиент голосует рублем».

Дилеры начинают предлагать скидки для негарантийных автомобилей, снижают цены на их обслуживание, добавляет Удалов.

Обслуживание постгарантийных автомобилей подешевело, подтверждает менеджер одного из дилеров. В «Автомире» с учетом акций и скидок стоимость обслуживания автомобилей старше трех лет в среднем на 15% ниже, чем гарантийных; раньше разницы не было никакой, рассказывает Савостин.

Деньги из сервиса

До середины 2008 г. до 60–70% валовой прибыли дилерам приносила продажа новых автомобилей, а сейчас основную прибыль приносит обслуживание проданных машин, говорил президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. Для дилера, присутствующего на рынке более семи лет, доходы от автосервиса и продажи запчастей составляют в среднем не менее 70%, оценивал гендиректор «Аларм-моторс» Роман Слуцкий.

Также, чтобы привлечь клиентов, дилеры расширяют парк обслуживаемых в их сервисных центрах марок, добавляя и те, по которым не заключали контрактов с производителями, говорит один из дилеров. «Рольф» в марте 2016 г. запустил в Петербурге акцию по обслуживанию и ремонту любых марок старше пяти лет. А в московском «Рольф Алтуфьево» заработал сервисный центр «Рольф лоукостер», также принимающий автомобили почти любых марок по фиксированной стоимости нормо-часа – 1600 руб., сказано на его сайте.

Средний чек на обслуживание премиального автомобиля (без учета кузовного ремонта) уменьшился в 2015 г. на 1,6% до 8950 руб., по массовым моделям – на 18,9% до 4260 руб., следует из данных «Автостата» (составлены по результатам опроса 250 дилерских центров). В «Автомире» средний чек снизился во II квартале 2016 г. на 10–12% к уровню годичной давности, говорит Савостин: клиенты заказывают меньше услуг, например отказываются от промывки двигателя при замене масла. Снижается средний чек и у «Рольфа»: многие клиенты ограничиваются необходимыми операциями, хотя один автомобиль теперь приезжает на сервис чаще, рассказывает Мирошников. С другой стороны, продолжает он, обслуживать постгарантийные автомобили выгодно: средний чек у владельцев таких машин выше, чем старше автомобиль, тем больше требуется сервисных операций.

В отличие от опрошенных «Ведомостями» автодилеров у «Вилгуда» средний чек вырос: по сравнению с концом 2015 г. – на 7,5% до 10 054 руб., увеличилось и количество оказываемых автовладельцу услуг, утверждает Турсунова.