Три американских штата грозят Volkswagen исками на миллиарды долларов
Компания занималась мошенничеством с выбросами начиная с 1999 года и топ-менеджмент был в курсе, говорят американские прокурорыВласти штатов Нью-Йорк, Мэриленд и Массачусетс во вторник подали иски к автоконцерну Volkswagen, а также маркам Audi и Porsche в связи с нарушениями экологического законодательства. Поводом для исков стал «дизельный скандал». К иску могут присоединиться другие штаты, передает Reuters.
Мошенничество концерна Volkswagen с выбросами дизельных двигателей продолжалось гораздо дольше, чем признала компания, утверждают чиновники США, собираясь увеличить штрафы для автопроизводителя на миллиарды долларов, передает Bloomberg.
Первый известный пример испытаний программного обеспечения (ПО), позволявшего обманывать аппаратуру при проверках дизельных двигателей, появился в 1999 г., утверждается в исках. Затем в течение десятка лет VW совершенствовал так называемые «обманывающие устройства» (контроллеры двигателей с нелегальным ПО, меняющим режим работы двигателя при подключении аппаратуры тестирования) для использования в Европе, а затем в США, заявили генеральные прокуроры штатов Нью-Йорк, Мэриленд и Массачусетс.
Бывший гендиректор VW Мартин Винтеркорн и другие топ-менеджеры компании начиная с 2004 г. разработали шесть поколений обманывающих устройств для прохождения тестов на загрязнение окружающей среды в Европе, сказали генпрокуроры во вторник в судебных процессах и на пресс-конференциях. К 2008 г. обманывающие устройства появились в США, где высший менеджмент компании планировал запутать власти и скрыть правду, сказали юристы.
VW в ответ на новые судебные иски от властей штатов заявил, что сотрудничает с департаментом юстиции США, Агентством по охране окружающей среды (EPA) и Советом по воздушным ресурсам Калифорнии (CARB) по решению всех оставшихся экологических проблем на «национальном уровне», и выразил сожаление, «что некоторые штаты приняли решение обратиться в суд, несмотря на предварительную поддержку» решений проблем на федеральном уровне. Представитель компании отказалась прокомментировать утверждения, что фальсификации начались с 1999 г.
"Новые факты с дизельными махинациями демонстрируют глубоко укоренившееся корпоративное высокомерие в сочетании с сознательным игнорированием правил, предусматривающих защиту окружающей среды и здоровья людей, - заявил генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнейдерман (цитата по ТАСС). - Иски должны послужить сигналом для других руководителей корпораций, указанием на то, что в случае, если компания участвует в таких заранее рассчитанных и систематических противозаконных действиях, против нее будет применены самые жесткие из предусмотренных законом санкций".
"Укрывательство было серьезным, широким и долговременным. Оно распространялось от простых инженеров по всем уголкам офисов ... и вплоть до кабинетов топ-менеджмента", - сказал Шнейдерман, добавив, что «отравленная корпоративная культура, создавшая этот обман, должна быть прекращена» (цитата по Bloomberg). «На компанию Volkswagen должны быть наложены значительные штрафы сверх суммы, которую они должны заплатить за обман американским потребителям», - сказал он.
Преемник Винтеркорна, Маттиас Мюллер, узнал об обманывающих устройствах в 2006 г., когда он был руководителем проекта в Audi, сказано в иске в суд Нью-Йорка. Но в исках нет утверждения, что Мюллеру было известно о нарушениях. Шнейдеман объяснил, что Мюллер «знал о некоторых аспектах этой проблемы» и что «он явно был в курсе». Представитель VW в Германии назвала обвинения в адрес Мюллера «необоснованными».
Компании Audi и Porsche, входящие в VW, так же как и их подразделения в США, названы ответчиками на судебных процессах. Генпрокурор Мэриленда Брайан Фрош считает, что штрафные санкции для компании могут составить сотни миллиардов долларов.
Действия VW для обхода законов о сокращении вредных выбросов восходят к 1999 г., когда подразделение Audi пыталось снизить в выхлопе содержание оксидов азота (NOx), чтобы получить возможность продавать в Европе большие роскошные автомобили с 3-литровым шестицилиндровым дизельным двигателем. Инженеры Audi разработали технологию для устранения обычных для дизелей неприятных цокающих звуков путем впрыска дополнительного количества топлива в двигатель. Но это привело к тому, что двигатели превысили нормы выбросов, говорится в судебных документах. «В 1999 г. Audi воспользовалась «обманывающим устройством», чтобы решить проблему во время тестирования», - сообщила прокуратура Нью-Йорка. Audi объяснила наличие устройства в автомобиле «воздействием на акустику», когда начала использование программного обеспечения в дизельных автомобилях в Европе с 2004 по 2008 г., говорится в документах. Программное обеспечение отключало дополнительный впрыск топлива при обнаружении тестирования (в основном по отсутствию движения рулевого колеса).
Инженеры VW решили воспользоваться технологией Audi в 2006 г. для прохождения жестких норм выбросов в США, говорится в исках штатов. Инженеры не могли понять, как заставить работать фильтры-ловушки NOx без побочного выброса большого количества сажи, которая засоряла фильтры после 50 000 миль (80 500 км) пробега - гораздо раньше, чем требовал стандарт в США (150 000 миль). Находясь в жестких временных рамках и «с ведома и согласия своих руководителей», инженеры адаптировали ПО Audi, подчеркивают юристы.
В VW и Audi начиная с 2008 г. устанавливались шесть вариаций обманывающих устройств. Porsche начал их использование позднее, сказала прокуратура Нью-Йорка. VW использовал устройства даже после того, как регуляторы в США начали исследовать программное обеспечение, чтобы определить его предназначение.
Когда регуляторы начали задавать вопросы, несколько сотрудников VW, посоветовавшись с юристами в Германии, уничтожил улики, а затем неоднократно отказывались раскрыть регуляторам истинную причину расхождений (при тестировании и при испытаниях в реальных условиях), говорится в исках Нью-Йорка и Мэриленда. «Volkswagen, Audi и Porsche обманули тысячи потребителей Массачусетса, загрязняя воздух и разрушая окружающую среду, а затем, что еще хуже, провели массированное укрывательство, чтобы ввести в заблуждение экологических регуляторов», - сказала генпрокурор штата Маура Хили.
Слоган «Чистый и зеленый» (Clean and green) был центром обманного маркетинга, в том числе в рекламе во время Суперкубка (чемпионата США по американскому футболу, собирающего самую большую телеаудиторию в США), выдвигая на первый план экологичность техники, отметил Шнейдерман, назвавших аферу «ужасающей».
VW пытался скрыть проблему через фиктивный отзыв машин. Компания знала, что не сможет соответствовать требуемым стандартам, и только когда регулятор взял ее с поличным, призналась в наличии обманывающих устройств", - заявил Шнейдерман. На пресс-конференции генпрокурор продемонстрировал внутреннюю электронную переписку представителя VW в США Марка Гиллиса с директором по экологии и инженерии VW Оливером Шмидтом в августе 2014 г.: «С [мотором Audi] V6 точно тот же случай [как дизелями VW], но это пока не для публики. Их не поймали». «Действия показывают, как упрямая и не знающая раскаяний культура Volkswagen привела к систематическому обману и жульничеству», - говорится в иске прокуратуры Нью-Йорка.
В одном из электронных писем 2014 г., обнаруженных расследованием в Нью-Йорке, Винтеркорн сообщил директору управления качеством VW Group Франку Тюху: «Подробные объяснения [высоких] показателей выбросов не должны быть переданы властям».
VW признался в сентябре 2015 г. в использовании обманывающих устройств на почти 600 000 автомобилях в США. Машины выбрасывали на дороге в некоторых случаях в 40 раз больше загрязняющих веществ, чем разрешено по законодательству США. В июне компания согласилась выплатить $15,3 млрд в США за урегулирование судебных исков от от федеральных органов в 44 штатах за нарушение законов и обман потребителей. Против компании также ведутся уголовные расследования в США, Германии и Южной Корее, которые могут стоить ей крупных штрафов.
VW признал, что неправильное программное обеспечение, дезактивирующее систему контроля загрязнения окружающей среды, установлено на более чем 11 млн автомобилей с дизельным двигателем, проданных несколькими брендами группы во всем мире.