Volkswagen не хочет платить европейцам за «дизельгейт»

В США концерн выплатит до $10 млрд компенсации, но в Европе сумма может достичь 40 млрд евро
На прошлой неделе концерн согласился выплатить властям США рекордную для автопроизводителей сумму за урегулирование их претензий
На прошлой неделе концерн согласился выплатить властям США рекордную для автопроизводителей сумму за урегулирование их претензий / Markus Schreiber / AP

Когда Volkswagen (VW) на прошлой неделе заключил с властями США рекордное соглашение на $15 млрд для урегулирования экологического скандала, гендиректор концерна Маттиас Мюллер обсуждал аналогичную проблему с Еврокомиссией (ЕК). Но на встрече с еврокомиссаром по вопросам внутреннего рынка, промышленности и предпринимательства Эльжбетой Беньковской Мюллер дал понять, что концерн не намерен предлагать аналогичную компенсацию европейским владельцам дизельных автомобилей.

Он объяснил это тем, что в США из-за более жестких экологических стандартов труднее починить автомобили, на которых было установлено программное обеспечение для занижения уровня вредных выбросов во время тестов, чем в Европе. Хоть позиция Мюллера основана на различиях в законодательстве США и ЕС, наибольшее беспокойство у него вызывает возможный финансовый урон, если VW придется предложить европейцам такую же компенсацию. Так, в США скандал затронул почти 500 000 клиентов, а в Европе – около 9 млн. «У VW прочное финансовое положение, но не нужно быть математиком, чтобы понять, что концерн может не осилить выплату компенсаций в произвольных масштабах», – заявил он немецкой газете Welt am Sonntag.

В 2015 г. VW зарезервировал 16,2 млрд евро на покрытие расходов, связанных с «дизельгейтом». На прошлой неделе концерн согласился выплатить властям США рекордную для автопроизводителей сумму за урегулирование их претензий. На выкуп или ремонт автомобилей, а также компенсации водителям VW потратит до $10,03 млрд. Кроме того, он заплатит $2,7 млрд в фонд восстановления окружающей среды и инвестирует $2 млрд в транспортные технологии с нулевым уровнем выбросов.

Беньковска раскритиковала VW, обвинив его в несправедливом отношении к европейским клиентам. По ее словам, концерн «прячется» за юридическими обоснованиями и должен «добровольно предоставить европейским автовладельцам сопоставимую компенсацию». Однако в этом случае расходы VW могут достичь около 40 млрд евро. Поэтому Мюллер продемонстрировал готовность защищаться от ЕК и коллективных исков европейских клиентов и инвесторов. Так, в Германии готовится несколько коллективных исков.

Как считают аналитики, у Беньковской мало шансов в споре с VW, так как власти ЕС не заняли сразу жесткую позицию по отношению к концерну, несмотря на то что большинство из 11 млн нарушающих экологические нормы автомобилей было продано в Европе. «Европейская законодательная база отличается от американской. В Европе законы по защите прав потребителей и экологии не связаны друг с другом», – отмечает руководитель центра автомобильных исследований при Университете Дуйсбурга – Эссена Фердинанд Дуденхоффер.

Перевел Алексей Невельский