Как новая стратегия поможет Volkswagen Group пережить последствия «дизельгейта»
К 2025 году автопроизводитель сократит модельный ряд, ставка будет сделана на электромобилиПлан «Together – Strategy 2025» представил гендиректор группы Маттиас Мюллер, назначенный в ноябре прошлого года на фоне скандала вокруг махинаций VW с выбросами дизельных двигателей и отставки предшественника Мартина Винтеркорна. VW планирует трансформироваться из автопроизводителя в ведущего мирового поставщика решений устойчивой мобильности, объяснила компания идею преобразований.
Операционный доход с продаж к 2025 г. группа планирует довести до 7–8% (с 6% в 2015 г.), доходность акционерного капитала в автомобильном подразделении превысит 15%, коэффициент дивидендных выплат сохранитcя на уровне 30% чистой прибыли. Cоотношение капитальных затрат и дохода с продаж в автомобильном бизнесе к 2025 г. в VW должно достичь 6%. Расходы на НИОКР группа собирается снизить до 6% с текущих 6,5%, а доля общих и административных расходов, которые значительно выросли за последние годы, будет снижена до 12%.
Группа собирается сосредоточиться на разработке технологий мобильности «по требованию», разработать сервисы роботизированного такси и каршеринга. В конце мая VW инвестировала $300 млн в сервис заказа такси Gett, что называет первым шагом в этом направлении.
В ближайшие 10 лет компания собирается вывести на рынок 30 моделей электромобилей и выйти на уровень их продаж в 2–3 млн единиц в год или 20–25% от общего выпуска. По прогнозам компании, через девять лет примерно четверть продаваемых в мире автомобилей будут оснащены электромоторами.
Винтеркорн под подозрением
Бывший гендиректор Volkswagen Group Мартин Винтеркорн и действующий член совета директоров группы, имя которого не называется, подозреваются в манипулировании рынком в процессе «дизельгейта», сообщил Automotive News Europe. Прокуроры Нижней Саксонии, где находится штаб-квартира VW, подозревают, что существуют «достаточно реальные признаки» того, что финансовый ущерб для компании окажется выше по сравнению с названным 22 сентября 2015 г., когда компания признала факт манипулирования данными о выбросах своих дизельных двигателей.
Группа будет самостоятельно разрабатывать технологии автономного вождения и искусственного интеллекта и аккумуляторов для электромобилей. В конце апреля Мюллер дал понять, что VW думает заняться производством аккумуляторов нового поколения для электромобилей, напоминает Deutsche Welle, и концерн ведет активный диалог с Обществом имени Фраунгофера – головным объединением немецких институтов прикладных исследований. Как пишет Financial Times со ссылкой на источник в компании, VW рассматривает предложения о строительстве нескольких заводов по производству аккумуляторов, существенно превышающих по объемам строящуюся «Гигафабрику» Tesla в Неваде.
Мюллер отказался подтвердить FT эти предложения, но сказал, что группа «очень сфокусирована» на технологиях аккумуляторов и ей к 2025 г. «потребуются батареи емкостью 150 ГВт ч для оснащения своей продукции, что создало бы огромный объем закупок». Такая мощность эквивалентна по крайней мере трем «гигафабрикам».
Другим ключевым элементом стратегии Мюллера является реструктуризация бизнеса VW по производству комплектующих, пишет FT. Некоторые аналитики расценивают это направление деятельности VW как черную дыру, поглощающую все больше и больше средств. Между 2010 и 2015 гг. расходы VW на комплектующие и материалы поднялись с 80 млрд до 144 млрд евро, что дало повод аналитикам язвить, что VW, возможно, готовится к высадке на Луну. Большая часть роста цен на VW проистекает от ненужной сложности и неподконтрольности инженерных проектов, считает аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст. Снижение затрат заключается не в выжимании соков из поставщиков, добавляет он, а в хорошем управлении бизнесом. «Это количество проводимых инженерных разработок, число модулей или компонентов, уровень инженерии, уровень сложности», – цитирует Эллингхорста FT. Реорганизация бизнеса производства компонентов не новая идея для VW, но прежде этому противились профсоюзы и политики. Развитие производства аккумуляторов может стать своеобразной компенсацией сокращения компонентного производства, считает FT.
Дополнительные средства для будущих инвестиций также могут быть получены за счет оптимизации существующего портфеля брендов и инвестиций в акционерный капитал, отметила компания.
VW планирует на 15–20% сократить модельный ряд, сообщила газета Handesblatt. Сейчас компания выпускает 340 моделей и модификаций, а кандидатами на снятие с производства являются в первую очередь плохо продающиеся модели и нишевые версии – купе, кабриолеты. Это станет кардинальной сменой стратегии крупнейшего автоконцерна Европы, который в последние годы значительно расширял ассортимент. VW пока не прокомментировала это сообщение.
VW представит детальную стратегическую программу, разбитую по брендам и функциям, с конкретными мерами и целевыми финансовыми показателями до конца года. Программа будет включать более детализированные стратегии для отдельных брендов концерна и регионов, их разработка продлится несколько месяцев, пояснила «Ведомостям» представитель компании.