Volkswagen признал, что бывший гендиректор был предупрежден о проблемах с дизельными автомобилями
Но он мог не обратить внимания на сообщения, утверждает концернБывший гендиректор Volkswagen (VW) Мартин Винтеркорн был предупрежден о проблемах с уровнем выбросов дизельных автомобилей примерно за год до экологического скандала, заявил немецкий концерн. Однако, говорится в сообщении VW, Винтеркорн мог не заметить предупреждения или не придать проблеме должного значения. Таким образом концерн пытается доказать суду в Германии безосновательность обвинений акционеров, подавших против него иск. Они считают, что VW не предупредил их вовремя о проблеме, из-за которой в 2015 г. обрушились котировки его акций.
Американские регуляторы 18 сентября 2015 г. заявили, что VW должен отозвать примерно 500 000 дизельных автомобилей в США, поскольку на них установлено программное обеспечение, позволившее во время лабораторных тестов занижать уровень вредных выбросов. Затем компания признала, что отзыву подлежат более 11 млн дизельных машин по всему миру. Теперь ей грозят многомиллиардные штрафы и расходы на отзыв автомобилей.
Сначала VW утверждал, что во всем виновата небольшая группа инженеров. Но было маловероятно, чтобы те разработали сложную, работавшую много лет схему уклонения от экологических стандартов, а руководство концерна об этом не знало, пишет Financial Times. Концерн нанял юристов для проведения внутреннего расследования и теперь предложил новую версию.
Винтеркорн впервые был предупрежден о проблемах с выбросами дизельных автомобилей 23 мая 2014 г., но мог не обратить внимания на сообщение из-за других писем или не придать ему значения, утверждает VW. Второй раз Винтеркорн получил электронное письмо 14 ноября 2014 г., и в нем среди прочих вещей говорилось, что затраты концерна на решение проблем с дизельными автомобилями в Северной Америке могут достичь относительно небольшой суммы в 20 млн евро. Кроме того, неизвестно, насколько понимали серьезность проблемы Винтекорн и Герберт Дисс, руководитель бренда Volkswagen, когда обсуждали ее 27 июля 2015 г. Тогда Винтеркорн попросил прояснить этот вопрос, сказано в заявлении VW.
Только в конце августа руководство концерна осознало, что программное обеспечение нарушает законы США, и решило сообщить об этом американским регуляторам. Они сделали это 3 сентября 2015 г., а Винтеркорн был проинформирован на следующий день, утверждает компания. Тогда концерн надеялся, что затраты на урегулирование претензий властей США будут относительно небольшими. Но после заявления тех разразился международный скандал и акции VW подешевели с $38 до $23 к началу октября, но теперь они восстановились почти до $30. Винтеркорн в конце сентября покинул свой пост, а его место занял Маттиас Мюллер, возглавлявший Porsche.
Ребекка Линланд, аналитик Kelley Blue Book, занимающейся автомобильными исследованиями, считает обнародованную сейчас версию «более правдоподобной, чем про группу недобросовестных инженеров», пишет FT. Но Карл Тобиас, профессор права Университета Ричмонда в штате Вирджиния, сомневается, что VW помогут заявления о том, что его руководитель мог быть слишком занят и мог не заметить отправленную ему важную информацию: «Они по-прежнему несут ответственность».
Его мнение разделяет аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст. «Доводы о занятости гендиректора вряд ли впечатлят регуляторов или судей», - приводит его слова Bloomberg. Кроме того, Эллингхорст отметил, что теперь VW признал, что его руководители получали предупреждения.