Volkswagen ищет виновных в дизельных фальсификациях

Внутреннее расследование сфокусировалось на роли в скандале двух менеджеров компании
История с манипуляциями берет начало в середине 2000-х годов
История с манипуляциями берет начало в середине 2000-х годов / Reuters

Менеджеры концерна Volkswagen Ульрих Хакенберг и Вольфганг Хатц, занимающие высшие должности в инжениринге компании, подозреваются в намеренных манипуляциях с показателями выхлопов из-за неспособности самостоятельно создать дизельный двигатель с достаточно чистым выхлопом, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники.

В результате скандала со вскрывшимися махинациями VW с программным обеспечением моторов рыночная стоимость компании с 18 сентября снизилась на 43%. Компании придется отозвать около 11 млн автомобилей для переоборудования двигателей, ей грозят штрафы регуляторов и иски от обманутых потребителей.

Оба инженера - Хакенберг отвечает за техническое развитие бренда Audi, Хатц возглавляет разработки и дизайн в Porsche - сейчас временно отстранены от работы. Они считаются одними из лучшими специалистов по двигателям в немецкой автопромышленности. Им были поручены исследования и разработки в группе Volkswagen вскоре после того, как Мартин Винтеркорн занял пост гендиректора компании в январе 2007 г. Винтеркорн ушел в отставку вскоре после начала скандала и не был доступен для комментариев. Хакенберг и Хатц не отреагировали на просьбы WSJ о комментариях.

Как выяснила компания, менеджеры, чтобы достигнуть показателей продаж в США, маскировали высокие выбросы двигателей, продавая так называемые чистые дизельные технологии скептически настроенным американским потребителям. В результате появились так называемые «обманывающие устройства», которые снижали выбросы только во время проверок на токсичность, обманывая тестовое оборудование.

Хакенберг и Хатц были ближайшими помощниками Винтеркорна в то время, когда он возглавлял Audi. Также расследование исследует роль руководителя разработок бренда VW Хайнца-Якоба Нойссера, говорят источники издания. Нойссер пришел в VW из Porsche в 2011 г., вскоре после того, как началось производство новых дизельных двигателей. Нойссер отказался от комментариев изданию.

В течение многих лет Volkswagen стремился завоевать рынок США, один из трех крупнейших в мире, чтобы достичь ежегодных продаж в 10 млн автомобилей. При Винтеркорне VW стал лидером в Китае и в Европе, выпуская автомобили 12 марок на 120 заводах по всему миру. В первом полугодии 2015 г. Volkswagen обошел конкурента Toyota и по количеству проданных машин, став мировым лидером. В 2014 г. концерн продал свыше 10 млн автомобилей, достигнув этого рубежа на 4 года раньше намеченного Винтеркорном срока.

В 2008 г. руководитель концерна поставил менеджерам компании цель за 10 лет увеличить продажи в США в три раза до 800 000 автомобилей. Популярные в Германии машины с дизельными двигателями занимали всего 5% автомобильного рынка США в 2007 г. Считая дизельные технологии своим преимуществом компания сделала дизель центральным звеном в кампании по завоеванию рынка США.

Корреспондент WSJ вспоминает сцену, произошедшую в декабре прошлого года в штаб-квартире Volkswagen в Вольфсбурге, в секретном зале для презентаций, неофициально прозванном «Валгалла». Винтеркорн, нагнувшись над капотом прототипа кроссовера Cross Blue (его планируется собирать в США, в том числе с «чистым дизельным» двигателем), язвительно бросил корреспонденту: "Янки любят крупные вещи".

История с манипуляциями берет начало в середине 2000-х гг., когда бренд Volkswagen возглавлял Вольфганг Бернхард. Его переманил из немецкого конкурента Daimler предшественник Винтеркорна на посту гендиректора концерна Бернд Пишетсридер. Именно Бернхард инициировал разработку нового дизельного мотора для американского рынка с названием EA 189.

Но Бернхард, чьи позиции новичка в компании были слабыми, столкнулся с сопротивлением Винтеркорна (тогда гендиректора Audi) и инженеров Audi, рассказал один из бывших топ-менеджеров VW, участвовавших в обсуждении проекта. Разногласия возникли, когда Бернхард предложил получить лицензию на новую дизельную технологию BlueTec, разработанную Daimler совместно с немецким поставщиком компонентов Robert Bosch. Многие инженеры VW чувствовали, что собственная технология компании не сможет дать достаточно чистые выбросы, сказал собеседник издания. Но Хакенберг и Хатц, тогда инженеры Audi, выступали против решения Бернхарда отказаться от собственных разработок VW.

К концу 2006 г. у команды Бернхарда был рабочий прототип двигателя. Затем, в декабре того же года, Фердинанд Пьех, в то время председатель наблюдательного совета VW, отправил в отставку Пишетсридера с поста гендиректора Volkswagen. Вслед за ним в январе 2007 г. уволили Бернхарда. Винтеркорн стал гендиректором концерна и назначил Хакенберга и Хатца ответственными за технические разработки и двигатели Volkswagen. Двум инженерам пришлось разрабатывать новые автомобили Volkswagen в сложное время, когда дизельные двигатели нужно было усовершенствовать под ужесточающиеся нормы выбросов оксидов азота в США, отмечает WSJ.

Несколько месяцев спустя, в августе 2007 г., Volkswagen отменил сделку с Daimler по лицензированию BlueTec, чтобы не использовать бренд конкурента. Был проведен ребрендинг дизельного двигателя TDI - с турбонаддувом и прямым впрыском топлива. Программное обеспечение, обманывающее тестовую аппаратуру, как предполагается, было установлено в контроллерах двигателей ЕА 189 перед запуском в производство в 2008 г., сказали изданию два источника. В сентябре Бернхард и Пишетсридер опубликовали совместное заявление о полной непричастности к манипуляциям с выбросами EA 189.

Хакенберг, сделавший карьеру в инженерии Volkswagen, считается разработчиком концепции модульного производства VW. В прошлогоднем интервью Хакенберг рассказывал, как в 90-х представил Пьеху концепт новой Audi, которая впоследствии стала А4. Некоторое время спустя у него возникла идея построить на той же платформе автомобиль больших размеров. Он предложил это Пьеху, и так родилась Audi A6. Позже, когда Пьех стал гендиректором Volkswagen, он просил Хакенберга разработать на той же платформе VW Passat. Сейчас Volkswagen производит кроссоверы VW, Audi, Porsche, Bentley, а скоро и Lamborghini на одной платформе. Все эти модели возникли из идеи Хакенберга сначала укоротить, а затем удлинить седан Audi. С 2002 г. по начало 2007 г. он работал на развитием модельного ряда Audi, а в 2013 г. вновь вернулся в премиум-марку.

Хатц, энтузиаст спортивных автомобилей, пришел в Volkswagen в 2001 г. Большую часть карьеры он посвятил разработке двигателей в BMW, Opel и Fiat. Он возглавлял программу разработки двигателей Audi с 2001 по февраль 2007 г., затем также руководил созданием двигателей Volkswagen. С 2011 г. он руководил исследованиями и разработками Porsche. В июне 2015 г. заводская гоночная команда Porsche, на второй год возвращения в гонки на выносливость, выиграла 24-часовую гонку в Ле Мане, прекратив пятилетнюю победную серию Audi.

Оба инженера заработали международную репутацию, считает директор центра автомобильных исследований при Университете Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхоффер. "Volkswagen будет сложно заменить их," - считает он.