PSA Peugeot Citroen открыта к созданию альянса с конкурентами

Автопроизводитель может сотрудничать даже с технологическими компаниями из США, заявил его гендиректор
Результаты PSA Peugeot Citroen улучшаются, и перед ней открываются возможности для поиска новых партнеров, чтобы извлечь из этого выгоду в долгосрочной перспективе
Результаты PSA Peugeot Citroen улучшаются, и перед ней открываются возможности для поиска новых партнеров, чтобы извлечь из этого выгоду в долгосрочной перспективе / А. Махонин / Ведомости

Французская PSA Peugeot Citroen готова к возможному созданию альянса с другими автопроизводителями и даже партнерству с компаниями из Кремниевой долины. Об этом ее гендиректор Карлос Таварес рассказал в интервью Financial Times на автосалоне во Франкфурте. Под его руководством результаты компании улучшаются, поэтому перед ней открываются возможности для поиска новых партнеров, чтобы извлечь из этого выгоду в долгосрочной перспективе.

Еще полтора года назад Peugeot выглядела обреченной – она терпела убытки и согласилась провести допэмиссию акций на 3 млрд евро, часть которых приобрели китайская Dongfeng и правительство Франции. Но уже в июле появились доказательства эффективности ее плана Back in the Race: в первой половине 2015 г. она впервые с 2011 г. получила чистую прибыль по итогам полугодия, а ее операционная маржа составила 5%. Это относительно высокий показатель для автопроизводителей, работающих на массовом рынке. «Если бы результаты, представленные в июле за первую половину 2015 г., были такими и по итогам всего года, мы бы объявили, что наш план Back in the Race выполнен», - сказал Таварес FT.

По словам Тавареса, компания подождет годового отчета, чтобы в феврале 2016 г. посмотреть, удалось ли ей сохранить крепкий баланс, положительный денежный поток и прибыль в автомобильном подразделении. Если эти цели будут достигнуты, Peugeot задумается о возможном партнерстве с другими автопроизводителями. «Начиная с этого момента, мы снова хозяева своей судьбы, и поэтому все варианты доступны», - заявил он. При этом Таварес подчеркнул, что при принятии решения руководство компании не будет отталкиваться от определенного сценария, а будет действовать в интересах акционеров и сотрудников.

В 2014 г. FT писала о переговорах Peugeot и Fiat Chrysler Automobiles (FCA) о возможном слиянии со ссылкой на людей, знакомых с ситуаций. В результате сделки мог бы появиться пятый по величине в мире автопроизводитель. Но Peugeot тогда опровергла эти слухи, а Таварес сейчас отказался говорить, обсуждал ли он такую идею недавно.

При этом у Peugeot уже есть совместное предприятие с FCA по производству фургонов, а также она сотрудничает с General Motors (GM), Ford и Toyota.

Гендиректор Fiat Chrysler Серджио Маркионне, в свою очередь, ясно дал понять, что предпочитает слияние с GM, другим концерном из Детройта. В марте Маркионне сделал GM неофициальное предложение о слиянии, но гендиректор GM Мэрри Барра его отвергла. Поэтому некоторые аналитики считают, что следующим предпочтительным вариантом для Fiat Chrysler может стать Peugeot из-за потенциального глобального масштаба объединенной компании. «Мы убеждены, что это слияние – наиболее разумный вариант для обоих [автопроизводителей]», - писал в августе аналитик Exane BNP Paribas Эдоардо Спина.

Таварес хорошо понимает преимущества консолидации, которая позволяет автопроизводителям более выгодно покупать компоненты у поставщиков и сокращать затраты на разработку автомобилей, распределяя их между большим числом моделей. Так, в 2014 г. его компания продала только 2,9 млн автомобилей, что является относительно небольшим количеством. Но Таварес хочет и дальше отдавать приоритет сокращению постоянных издержек, которое помогло улучшить результаты в первом полугодии. Правда, Peugeot также помогло восстановление авторынка в Западной Европе (продажи выросли на 8,6% за первые восемь месяцев 2015 г.) и снижение курса евро.

Но нельзя вечно полагаться на такие благоприятные условия. Издержки автопроизводителей могут вырасти из-за ужесточения требований к выбросам углекислого газа и разработки новых технологий, также меняются предпочтения автовладельцев и тренды на мировом авторынке. Это может привести к тяжелым последствиям для отрасли, считает Таварес.

Потенциально главной угрозой для сектора может стать появление новых конкурентов из Кремниевой долины, включая Apple и Google, которая работает над проектом самоуправляемого автомобиля. Но Таварес надеется, что менее крупные и ловкие автопроизводители, как Peugeot, смогут извлечь из этого выгоду. «Если [технологические компании] захотят заниматься чем-то, связанным со средствами передвижения, они естественно придут к выводу, что лучше с кем-то сотрудничать, - отметил он. - Поэтому мы открыты для партнерства с одной из этих компаний».

По мнению Тавареса, Peugeot может в том числе производить автомобили для технологических компаний. Но он подчеркнул, что такая договоренность возможна, только если французская компания сохранит связь с конечным потребителем. «Никто [не хочет] стать производителем лишь какой-то упаковки, - заявил он. - Возможно, я наивный, но я не понимаю, почему нельзя найти взаимовыгодное решение даже в таком деле».

Перевел Алексей Невельский