Время перемен – от кризиса к новым направлениям в кинематографе

С каким багажом киностудия им. М. Горького подходит к своему 110-летию

Юлиана Слащева

гендиректор Киностудии им. М. Горького

Российская киноиндустрия за последние четверть века прошла сложный путь. К концу 1990-х прежняя советская система производства и проката прекратила свое существование, а крупные государственные студии перестали быть предприятиями полного цикла и пришли в упадок. Такие гиганты, как, например, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, выпускали меньше одного фильма в год, полностью растеряв компетенции по своему профилю.

В «нулевых» производство отечественных картин, конечно, не «обнулилось», но волна новых российских блокбастеров не смогла стать по-настоящему бурным течением. Совершить системный рывок индустрии тогда не позволили экономический кризис 2008 г. и конкуренция с западными мейджорами. Вдобавок пиратские сайты сильно мешали правообладателям окупать свои проекты.

Новый этап в истории российского кино начался в 2010-х вместе с усилением государственной поддержки. В 2011 г. Минкульт выделил производителям 2 млрд руб., а Фонд кино – еще 2,86 млрд руб., и с тех пор объем субсидий ежегодно увеличивается (в 2024 г. он составил уже 4,02 млрд и 9,4 млрд руб. соответственно). Тогда же появились первые онлайн-кинотеатры, включая «Иви» и «Кинопоиск», началась активная борьба с пиратством и нелегальным распространением контента. В 2015 г. был создан Институт развития интернета (АНО «ИРИ»), оказывающий поддержку производителям неигрового контента и оригинальных сериалов.

Настоящий перелом случился в 2020-х. Пандемия коронавируса подстегнула и без того бурный рост онлайн-кинотеатров, которые теперь делают ставку на сериалы собственного производства и продолжают наращивать число подписчиков (в среднем на 20% в год). Уход западных кинокомпаний и дистрибуторов с российского рынка в 2022 г. на время создал опасную ситуацию для выживания кинотеатров, но зато всерьез и надолго освободил пространство для новых российских картин. В результате релизы-рекордсмены не заставили себя ждать. И хотя повторить кассу «Чебурашки» (6,78 млрд руб.) в ближайшие годы вряд ли кому-то удастся, сборы более чем в 1 млрд руб. уже никого не удивляют.

Самое большое число продюсерских и производственных кинокомпаний сейчас базируется в Москве. Здесь же реализуется подавляющее большинство проектов, из-за чего инфраструктура максимально загружена: очередь на съемочные площадки может достигать нескольких месяцев. Чтобы решить проблему дефицита павильонов и натурных декораций, в рамках проекта «Москва – город кино» был создан кинокластер, который объединил в структуре столичного департамента культуры кинопарк, кинозавод, кинокомиссию и киноплатформу «Москино», а также мощности киностудии им. М. Горького на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде.

Московский кинокластер позволяет создавать фильмы на выгодных условиях, открывая доступ к павильонам с дополненной реальностью и масштабными декорациями (например, «Соборная площадь Москвы», «Глухая деревня» или «Ковбойский городок»). Через кинокомиссию «Москино» можно забронировать улицы в центре Москвы или же арендовать для съемок одну из площадок в кинопарке. По прогнозам, к 2030 г. при участии Московского кинокластера будет производиться до 80% всех отечественных фильмов.

С 2019 г. продолжается возрождение собственного производства и модернизация студийного комплекса киностудии им. М. Горького. Уже открыты новой павильон виртуального продакшена («55.8 Виртуальная студия Горького»), студии для создания цифрового контента. В рамках расширения исторической территории вскоре появится Центр костюма и реквизита, производственный комплекс и сервисный центр. В Валдайском проезде будет построен студийно-производственный комплекс с десятью павильонами на 38 000 кв. м. Кроме того, развиваются новые направления деятельности, в том числе организация кинофестивалей, запуск образовательных программ для подростков и разработка музея.

За последние пять лет киностудия им. М. Горького выпустила 16 полнометражных художественных картин. В новой коллекции есть фильмы самых разных жанров, включая драмы, триллеры и детективы, но, как и раньше, акцент делается на добрых комедиях и семейных картинах. Это тренд современной индустрии. Сейчас студия заходит на территорию семейных блокбастеров: в конце 2025 г. в прокат выйдет новогодняя картина «Письмо Деду Морозу» с Наталией Орейро, часть сцен которой снималась в кинопарке «Москино», а на очереди – съемки «Новейших приключений Петрова и Васечкина в горах Кавказа».

Возрождение детского кино в России из желанной цели становится реальностью. Во многом это происходит благодаря принятию нового законодательства о полном государственном финансировании фильмов для детей и юношества. В 2024 г. в десятке самых кассовых релизов уже значатся четыре детско-семейные картины: «Бременские музыканты» (3 млрд руб.), «Сто лет тому вперед» (1,53 млрд руб.), «Летучий корабль» (1,12 млрд руб.) и «Три богатыря и Пуп Земли» (1,12 млрд руб.). К высокому спросу на масштабные киносказки и фильмы с хорошо знакомыми отечественными героями в скором времени может добавиться тренд на научно-фантастические истории. Этому будут способствовать эксперименты с новыми технологиями, включая искусственный интеллект и виртуальный продакшен.

При поддержке государства в последние годы в России также активно развивается неигровое кино. И хотя пока его трудно назвать действительно прибыльным, новое законодательство с возможностью полного финансирования «документалок» будет способствовать дальнейшему росту направления. Киностудии им. М. Горького уже сейчас удалось стать одним из лидеров в стране по количеству производимого документального контента: за пять лет было реализовано 50 различных проектов, включая авторские ленты, научно-популярные фильмы и сериалы.

В 2025 г. киностудия им. М. Горького отметит 110-летний юбилей. История легендарной площадки, как и история отечественного кинематографа, знает периоды больших успехов и больших кризисов. Но сегодня вместе с другими участниками индустрии она активно развивается. Зритель готов смотреть отечественный контент, и российская киноотрасль в ближайшие годы продолжит стремительно расти по всем направлениям.

Олег Алдошин: «У нас большие амбиции в сегменте b2b: мы верим в рост бизнеса в России»

Вице-президент МТС о высокотехнологичных решениях для бизнеса

Вице-президент МТС Олег Алдошин/

Андрей Гордеев / Ведомости

Скорость интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы поражает воображение. В 2024 г. его в своей деятельности использовали около 43% российских компаний ‒ в два раза больше, чем в 2021 г., подсчитали Национальный центр развития ИИ при правительстве и ВЦИОМ. Подавляющее большинство из них ‒ 97% получили от использования этой технологии финансовый или нефинансовый эффект. О спросе бизнеса на «цифру» и ключевых разработках в этой сфере разобрались «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью вице-президента МТС по развитию корпоративного и нового бизнеса Олега Алдошина.  

- Цифровизация набирает обороты во всех сферах. Можете оценить уровень цифровизации бизнеса в России? И какие отрасли, по вашим наблюдениям, наиболее ей открыты?

– Главное, с чего стоит начать ‒ цифровая трансформация, и уж тем более автоматизация, не являются чем-то новым для бизнеса. Российские компании в подавляющем большинстве так или иначе используют цифровые решения. Если говорить о регионах, то по итогам 2024 г. в лидерах цифровизации, по нашим оценкам, ‒ Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия, Новосибирская область, ЯНАО, ХМАО, Башкирия. Наиболее открыты для внедрения цифровых решений высококонкурентные отрасли. Традиционно наиболее цифровые ‒ финансовый сектор, логистика, ритейл, образование.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024