Время перемен – от кризиса к новым направлениям в кинематографе

С каким багажом киностудия им. М. Горького подходит к своему 110-летию

Юлиана Слащева

гендиректор Киностудии им. М. Горького

Российская киноиндустрия за последние четверть века прошла сложный путь. К концу 1990-х прежняя советская система производства и проката прекратила свое существование, а крупные государственные студии перестали быть предприятиями полного цикла и пришли в упадок. Такие гиганты, как, например, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, выпускали меньше одного фильма в год, полностью растеряв компетенции по своему профилю.

В «нулевых» производство отечественных картин, конечно, не «обнулилось», но волна новых российских блокбастеров не смогла стать по-настоящему бурным течением. Совершить системный рывок индустрии тогда не позволили экономический кризис 2008 г. и конкуренция с западными мейджорами. Вдобавок пиратские сайты сильно мешали правообладателям окупать свои проекты.

Новый этап в истории российского кино начался в 2010-х вместе с усилением государственной поддержки. В 2011 г. Минкульт выделил производителям 2 млрд руб., а Фонд кино – еще 2,86 млрд руб., и с тех пор объем субсидий ежегодно увеличивается (в 2024 г. он составил уже 4,02 млрд и 9,4 млрд руб. соответственно). Тогда же появились первые онлайн-кинотеатры, включая «Иви» и «Кинопоиск», началась активная борьба с пиратством и нелегальным распространением контента. В 2015 г. был создан Институт развития интернета (АНО «ИРИ»), оказывающий поддержку производителям неигрового контента и оригинальных сериалов.

Настоящий перелом случился в 2020-х. Пандемия коронавируса подстегнула и без того бурный рост онлайн-кинотеатров, которые теперь делают ставку на сериалы собственного производства и продолжают наращивать число подписчиков (в среднем на 20% в год). Уход западных кинокомпаний и дистрибуторов с российского рынка в 2022 г. на время создал опасную ситуацию для выживания кинотеатров, но зато всерьез и надолго освободил пространство для новых российских картин. В результате релизы-рекордсмены не заставили себя ждать. И хотя повторить кассу «Чебурашки» (6,78 млрд руб.) в ближайшие годы вряд ли кому-то удастся, сборы более чем в 1 млрд руб. уже никого не удивляют.

Самое большое число продюсерских и производственных кинокомпаний сейчас базируется в Москве. Здесь же реализуется подавляющее большинство проектов, из-за чего инфраструктура максимально загружена: очередь на съемочные площадки может достигать нескольких месяцев. Чтобы решить проблему дефицита павильонов и натурных декораций, в рамках проекта «Москва – город кино» был создан кинокластер, который объединил в структуре столичного департамента культуры кинопарк, кинозавод, кинокомиссию и киноплатформу «Москино», а также мощности киностудии им. М. Горького на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде.

Московский кинокластер позволяет создавать фильмы на выгодных условиях, открывая доступ к павильонам с дополненной реальностью и масштабными декорациями (например, «Соборная площадь Москвы», «Глухая деревня» или «Ковбойский городок»). Через кинокомиссию «Москино» можно забронировать улицы в центре Москвы или же арендовать для съемок одну из площадок в кинопарке. По прогнозам, к 2030 г. при участии Московского кинокластера будет производиться до 80% всех отечественных фильмов.

С 2019 г. продолжается возрождение собственного производства и модернизация студийного комплекса киностудии им. М. Горького. Уже открыты новой павильон виртуального продакшена («55.8 Виртуальная студия Горького»), студии для создания цифрового контента. В рамках расширения исторической территории вскоре появится Центр костюма и реквизита, производственный комплекс и сервисный центр. В Валдайском проезде будет построен студийно-производственный комплекс с десятью павильонами на 38 000 кв. м. Кроме того, развиваются новые направления деятельности, в том числе организация кинофестивалей, запуск образовательных программ для подростков и разработка музея.

За последние пять лет киностудия им. М. Горького выпустила 16 полнометражных художественных картин. В новой коллекции есть фильмы самых разных жанров, включая драмы, триллеры и детективы, но, как и раньше, акцент делается на добрых комедиях и семейных картинах. Это тренд современной индустрии. Сейчас студия заходит на территорию семейных блокбастеров: в конце 2025 г. в прокат выйдет новогодняя картина «Письмо Деду Морозу» с Наталией Орейро, часть сцен которой снималась в кинопарке «Москино», а на очереди – съемки «Новейших приключений Петрова и Васечкина в горах Кавказа».

Возрождение детского кино в России из желанной цели становится реальностью. Во многом это происходит благодаря принятию нового законодательства о полном государственном финансировании фильмов для детей и юношества. В 2024 г. в десятке самых кассовых релизов уже значатся четыре детско-семейные картины: «Бременские музыканты» (3 млрд руб.), «Сто лет тому вперед» (1,53 млрд руб.), «Летучий корабль» (1,12 млрд руб.) и «Три богатыря и Пуп Земли» (1,12 млрд руб.). К высокому спросу на масштабные киносказки и фильмы с хорошо знакомыми отечественными героями в скором времени может добавиться тренд на научно-фантастические истории. Этому будут способствовать эксперименты с новыми технологиями, включая искусственный интеллект и виртуальный продакшен.

При поддержке государства в последние годы в России также активно развивается неигровое кино. И хотя пока его трудно назвать действительно прибыльным, новое законодательство с возможностью полного финансирования «документалок» будет способствовать дальнейшему росту направления. Киностудии им. М. Горького уже сейчас удалось стать одним из лидеров в стране по количеству производимого документального контента: за пять лет было реализовано 50 различных проектов, включая авторские ленты, научно-популярные фильмы и сериалы.

В 2025 г. киностудия им. М. Горького отметит 110-летний юбилей. История легендарной площадки, как и история отечественного кинематографа, знает периоды больших успехов и больших кризисов. Но сегодня вместе с другими участниками индустрии она активно развивается. Зритель готов смотреть отечественный контент, и российская киноотрасль в ближайшие годы продолжит стремительно расти по всем направлениям.

Как Московские центральные диаметры задают новый стандарт качества

«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры

Виктор Кальщиков

начальник дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы

Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.

МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024