iStock

Яркий кинематограф

Доля российского кино в отечественном бокс-офисе – то, вокруг чего строился дискурс в киноиндустрии начиная с 2010-х. К тому моменту на счету наших режиссеров и продюсеров уже были успехи, в их числе – дилогия «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, заложившая фундамент в понятие «русский блокбастер». Сборы вышедшей в прокат в 2004 г. первой части франшизы – «Ночного дозора» – составили 446,4 млн руб. Касса «Дневного дозора» (2006 г.) составила уже 888,3 млн руб. Через год Бекмамбетов выпустил сиквел популярной советской комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы. Продолжение», и сборы этой киноленты – 1,16 млрд руб. 

Однако разразившийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, а также набирающая в России обороты активность голливудских мейджоров не позволили отечественной киноиндустрии закрепить и тиражировать кассовые успехи нулевых. Доля российского кино, в середине 2000-х составлявшая 22–29%, к 2012 г. сократилась до 14%. Увеличение этого показателя стало одной из основных задач для Владимира Мединского, занимавшего на тот момент пост министра культуры (2012–2020 гг.). В ход шли все средства, включая протекционистские: «раздвижка релизов», когда российские фильмы получали преимущество перед голливудскими при выходе в прокат в самые выгодные периоды, например на новогодние каникулы. 

Это имело свои результаты, но главным образом успеху в прокате отечественных кинолент способствовал все-таки зрительский интерес. Российские фильмы в 2010-х все чаще становились «миллиардерами» – «Викинг» (1,5 млрд руб.), «Лед» (1,45 млрд руб.), «Последний богатырь» (1,66 млрд руб.) и т. д., преодолевали двухмиллиардную планку – «Т-34» (2,27 млрд руб.), «Движение вверх» (2,94 млрд руб.) и даже трехмиллиардную – «Холоп» (3,08 млрд руб.). Как итог, в 2019 г. доля российских фильмов в отечественном прокате составила 22,1% от рекордных 55,4 млрд руб. кассовых сборов. 

В 2022 г. на российском кинорынке произошли структурные изменения. С марта этого года голливудские мейджоры прекратили выпуск своих киноновинок в нашей стране. И по итогам 2022 г. доля российских фильмов впервые в истории стала доминирующей в сборах – 52,1%. Сам рынок кинопроката упал к допандемийному 2019 г. на 57,2% и составил 23,7 млрд руб. Но уже год спустя российскому кинорынку удалось отыграть значительную часть падения, общие сборы фильмов в 2023 г. составили порядка 40 млрд руб., 70% из которых (28 млрд руб.) пришлось на отечественные киноленты. В их числе – семейная комедия «Чебурашка», заработавшая в прокате 6,8 млрд руб., опередившая первую часть франшизы Джеймса Кэмерона «Аватар» (3,5 млрд руб.) и ставшая абсолютным рекордсменом по сборам за всю историю российского кинопроката.

Успех «Чебурашки» вряд ли удастся повторить в ближайшие годы какому-либо релизу, уверены эксперты. Тем не менее отечественных кинолент-миллиардеров становится все больше. Эта планка уже покорилась 28 российским фильмам, дважды ее преодолевали семь отечественных релизов, трижды это удалось четырем нашим кинолентам.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024