Как сформировалась новая киноиндустрия
Пресс-служба медиахолдинга «Цифровое Телевидение»
За четверть века анимационная отрасль в России прошла длинный и особый путь развития – от глубокого упадка, в котором она оказалась после распада Советского Союза, до уверенного, если не сказать, взрывного роста. Глава Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова констатирует, что на сегодняшний день она представляет собой развитую индустрию, которая объединяет порядка 80 студий (среди крупнейших – «Союзмультфильм», «Паровоз», ГК «Рики», «Мельница», «Воронеж» и другие). По оценкам экспертов, объем производства контента достигает около 200 часов ежегодно, хотя еще 10 лет назад на экраны выходило не более 50.
«В советский период отрасль финансировалась государством и была ориентирована на авторское направление, – объясняет Мастусова. – После стагнации в 1990-е она смогла адаптироваться к новым экономическим реалиям: пришли инвестиции со стороны бизнеса, телеканалов, стриминговых платформ, стали развиваться региональные студии, начала формироваться система подготовки кадров. На данный момент отрасль насчитывает порядка 5500 специалистов, их приток обеспечивают вузы и колледжи». Немаловажной, по словам главы Ассоциации, стала поддержка со стороны государства. Например, по поручению президента был принят ряд законов по снижению налоговой нагрузки для участников отрасли. «Официальный статус анимации теперь подтверждается наличием собственного ОКВЭД и установлением профессионального праздника», – добавляет Ирина Мастусова.
В содержательном плане наиболее популярными остаются традиционные для отрасли жанры – приключения, комедии, детективы и сказки, говорит председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. При этом после чрезмерного увлечения западной культурой на экранах происходит логичный разворот интереса ко всему отечественному. «Тренд на ностальгию – общемировой, но в России обращение к классическим образам, к собственной аутентичности началось раньше, лет восемь назад, – объясняет Слащева. – Тогда телеканалы стали фиксировать растущий интерес к отечественному детскому контенту, а родители оценивали его как более безопасный и образовательный, что очень важно, когда приходится оставлять ребенка наедине с телевизором». Ярким примером «запроса на классику» она называет кассовый успех «Чебурашки» и ряда других лент, основанных на хитах студии.
Генеральный продюсер телеканала «МУЛЬТ» Татьяна Цыварева отмечает, что еще одной отличительной чертой современной анимации является высокий спрос на развитие героев: выходят новые сезоны, добавляются персонажи, сюжетные истории. «Мы растим целые вселенные, – объясняет Цыварева. – В какой-то момент зрители хотят знать больше о любимых героях, и тогда создаются спин-офф, приквелы, а самые успешные проекты дорастают до полнометражных анимационных фильмов. Так произошло со "Сказочным патрулем" и "Лунтиком", проектами "Маша и Медведь" и "Смешарики"». В результате популярные персонажи обретают масштаб и выходят далеко за рамки первоначальных идей своих создателей, добавляет она: «Сегодня таких узнаваемых героев уже можно насчитать если не сотни, то точно десятки».
Пресс-служба медиахолдинга «Цифровое Телевидение»
По словам Татьяны Цываревой, сейчас по-прежнему популярна 3D-анимация, «поскольку в ней практически нет предела совершенству по приближению к реальности». «Благодаря новым разработкам в анимационной индустрии, текстуры и свет становятся все более живыми, а технология захвата движения (motion capture) позволяет добиться максимального правдоподобия в движениях персонажей на экране. При этом 2D-анимация тоже по-прежнему широко используется, много сериалов выполнено в этой технике. Мы со студией "Паровоз" в своих проектах часто используем оба эти вида: 2D-анимация хорошо дополняет 3D. И давайте не будем забывать про авторскую анимацию – там можно встретить абсолютно все технические решения», – отмечает генеральный продюсер телеканала «МУЛЬТ».
Вместе с тем за последние годы сильно изменился формат смотрения, продолжает Юлиана Слащева. «Современные дети, подростки, молодые люди потребляют контент на ходу, иногда даже сочетая это еще и с чтением текстов. Здесь важно найти релевантный способ диалога со зрителем», – подчеркивает председатель правления «Союзмультфильма». С ней согласна генеральный директор ГК «Рики» Юлия Немчина, которая констатирует, что способ потребления информации претерпел серьезные изменения: «Сегодня мы усваиваем ее гораздо быстрее и в большем объеме, чем 10-20 лет назад. Мультфильмы тоже становятся все более быстрыми, яркими, сочными, а также сложными с жанровой точки зрения и насыщения фактурой».
По словам Немчиной, отрасль «впитывает» современные технологии, «и таких специалистов, как прорисовщики, фазовщики и заливщики, сменили программисты, дизайнеры и CGI-аниматоры». «Цифровые технологии, обозначив новое направление, вывели анимацию на иной уровень, существенно видоизменив ее. Сейчас в ней преобладает визуальный аттракцион. С развитием искусственного интеллекта и возможностей программирования анимация выходит на новый рубеж: пройдет еще несколько лет, и искусственный интеллект станет, скорее всего, непосредственным участником всего анимационного производства», – предполагает она.
Но даже если это приведет к художественному, а не только технологическому прорыву, компьютер все равно никогда полностью не заменит творчество и воображение художников, оговаривается Юлия Немчина. «Объединяющим фактором золотого века анимации и современности является именно самобытность и доброта тех историй, которые зрители видят на экране, – добавляет она. – "Смешарики", "Фиксики" и другие проекты создали те, кто воспитывался на советской классике».
Юлиана Слащева полагает, что в ближайшем будущем появятся новые форматы, синтезирующие разные виды контента: «Будет сложно понять где анимация, где кино, а где компьютерная игра. Уже сейчас активно развивается AR, мировые технологические гиганты представляют различные VR-гаджеты, шоу мировых звезд проходят в играх Fortnite и Roblox». По ее словам, новые технологии и способы потребления контента будут способствовать появлению различных гибридных форматов, а развитие пользовательского контента и искусственного интеллекта может привести к тому, что создать собственный фильм или мультфильм сможет каждый. «И даже сыграть в нем любую роль», – добавляет председатель Совета директоров «Союзмультфильма».
Развитие современных технологий будет стимулировать появление новых проектов в жанрах научной фантастики и фэнтези, а также мистических сюжетов, считает Юлия Немчина. «Мы увидим больше интеграций с живым действием. Современные компьютерные эффекты уже позволяют создавать сцены, где реальные и анимационные элементы сосуществуют без видимых границ. Развитие также получит гибридная анимация, сочетание различных техник, таких как 2D и 3D, покадровой анимации и компьютерной графики, для создания инновационных визуальных стилей». А искусственный интеллект и машинное обучение могут привести к появлению анимации, которая будет в режиме реального времени адаптироваться к предпочтениям зрителей, не исключает Немчина.
В ближайшие годы в ответ на растущий спрос на контент масштабирование индустрии продолжится, подводит итог Ирина Мастусова. Для этого, правда, необходимо продолжать оптимизацию налоговой нагрузки и инвестировать в подготовку кадров, а также осуществлять поддержку экспорта. «В условиях современных ограничений также важен вопрос разработки собственного программного обеспечения: точечные решения существуют, но для достижения системного результата потребуется значительная государственная поддержка», – резюмирует Мастусова.
«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры
Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.
МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.