В 1990-е система расползлась и казалось, что уже не соберется
Евгений Разумный / Ведомости
Бюджетная система России продолжает демонстрировать устойчивость на фоне санкций и растущего внешнего давления. В 2024 г., несмотря на запланированный законом о бюджете рост расходов на 25% относительно 2023 г., в котором траты уже были на повышенном уровне, дефицит остается под контролем. По итогам 7 месяцев расходы превысили доходы на 2,6 трлн руб., что соответствует 1,5% ВВП. Дефицит по итогам года будет меньше – 1,1% ВВП, ожидает Минфин. Средний для развитых стран показатель в спокойные, не кризисные периоды составляет 2% ВВП. Дефицит бюджета США в 2024-м финансовом году ожидается на уровне 7% ВВП.
Кроме сбалансированного бюджета Россия обладает одним из самых низких среди крупных стран показателем госдолга. По итогам 2023 г. госдолг России вырос на 2,7 трлн руб. (12,2%) и составил 25,6 трлн руб., или 15% ВВП, отчиталась ранее Счетная палата. В 2024 г. показатель ожидается на уровне 18,1%. В большинстве развитых стран госдолг к ВВП превышает 50%-ную планку.
В 90-е гг. страна вошла уже испытав бюджетный кризис, начавшийся с середины 80-х гг.: тогда на фоне резкого падения мировых цен на энергоносители заметный удар понесла доходная часть, которая на 18–20% обеспечивалась продажей нефти за рубеж. А после развала СССР экономика России вошла в состояние перманентного шока. В 1993–1994 гг. дефицит бюджета держался на уровне более 10% ВВП, а в 1995-м фискальная политика была резко ужесточена: расходы превысили доходы уже на 3% ВВП.
В период с 1992 по 1998 г. среднегодовое падение ВВП составляло 6,8%. Самый сильный спад – 12% – наблюдался в первые три года радикальных реформ с 1992 по 1994 г.
В 1997 г. разразился финансовый кризис в Восточной и Юго-Восточной Азии, который привел к бегству инвесторов в обязательства развитых стран, в том числе российские. В 1998 г. ВВП России упал на 5,3%, инфляция ускорилась до 84,4%, и на этом фоне 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по гособлигациям. За этим последовала волна банкротств банков и предприятий вместе с потерей сбережений россиян, резкое ускорение безработицы с 11,3% на июль 1998 г. до 12,9% на ноябрь и 14,6% на февраль 1999 г., а также девальвация рубля: на начало августа цена доллара оставалась в районе 6 руб., а уже в сентябре она достигала 17 руб. На момент 1999 г. российский госдолг составлял 92,1% ВВП.
С 1999 г. начался процесс собирания экономики по частям.
При выходе из кризиса конца 90-х гг. российские власти приступили к реструктуризации госдолга. Она предполагала полный отказ от системы ГКО, дефолтные облигации менялись на долговые бумаги с фиксированным купоном. За дефолтом также последовала заморозка иностранного капитала, что предотвратило его утечку. Девальвация рубля привела к сокрушительному падению качества жизни населения, что частично отражает падение ВВП на душу населения в 1998 г. на 5,1%, при этом дешевая нацвалюта открыла дорогу российским экспортерам энергоносителей, которые в дальнейшем стали основным источником бюджетных доходов, – объем экспорта РФ вырос с $4,15 млрд на январь 1999 г. до $9,5 млрд в ноябре 2000 г. (более чем в 2 раза). За этими мерами последовала постепенная стабилизация бюджетной системы. Уже в 2000 г. объем госдолга сократился почти вдвое и составил 55,7% ВВП, а дефицит, который в 1998 г. составлял 6,26% ВВП, сократился до 0,12% в 1999 г. и сменился профицитом в 2,47% в 2000 г.
Одним из главных действующих лиц той поры среди государственных финансистов был Алексей Кудрин. Он проработал на посту министра финансов с 2000 по 2011 г. Помимо программы погашения внешнего долга России и усиления налогового давления на нефтяную и газовую отрасль, перехода от прогрессивной к плоской шкале НДФЛ и ежегодного роста собираемости налогов он также известен созданием системы бюджетных правил, которые легли в основу устойчивости российского бюджета и являются таковой до сих пор. В частности, Кудрин ввел «кубышку» российского бюджета – ее первой итерацией стал Стабилизационный фонд РФ. В целом она работала по тем же принципам, что и сейчас: сверхдоходы от продажи энергоресурсов аккумулировались в фонде, дефицит бюджета был регламентирован и зависел от объема налоговых поступлений, контролировался госдолг.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось значительным ростом цен на нефть: если на январь 1999 г. один баррель нефти WTI оценивался в $11,1, то уже через год, к январю 2000 г., показатель вырос до $28,8 за баррель – более чем в 2 раза. На этом фоне значительно увеличились поступления в бюджет от компаний-экспортеров – по оценкам Минфина, рост нефтяных котировок обеспечил государству дополнительные доходы в 300 млрд руб. на 2000 г. и 397 млрд руб. на 2001 г. В связи с этим в 2001 г. было предложено перенести дополнительные доходы в финансовый резерв следующего года. Летом 2003 г. Кудрин сообщил президенту, что Минфин готов приступить к разработке Стабфонда, зимой был подписан закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ». В рамках бюджетного правила устанавливалась базовая планка барреля нефти в $20 и предполагалось, что если цены превышали ее, то дополнительные доходы направлялись в фонд, если же они опускались ниже ее, то средства фонда использовались для различных нужд, в том числе на покрытие дефицитов, погашение внешних задолженностей и финансирование инвестиционных программ. В мае 2004 г. общий объем средств Стабфонда составлял 171,3 млрд руб., уже к ноябрю 2005 г. он достиг 1,9 трлн руб. Несмотря на многочисленную критику фонда и консервативного подхода к работе с государственными финансами, именно за его счет финансировался дефицит ПФР в середине нулевых, средства фонда шли на покрытие долгов МВФ и Парижского клуба, а также Инвестфонда РФ, созданного в 2006 г. В дальнейшем именно средства, накопленные в Стабфонде, будут активно использоваться во время глобального финансового кризиса.
Весной 2006 г. было принято решение разделить Стабфонд на две части. К 2008 г., когда его общий объем достиг 3,85 трлн руб., из него были выделены Резервный фонд (3,06 млрд руб.), направленный на обеспечение нефтегазового трансферта, и ФНБ (782,8 млрд руб.), обеспечивающий стабильность пенсионных накоплений граждан и ПФР. Был также установлен предельный размер ненефтегазового дефицита в 4,7% ВВП и целевой объем Резервного фонда в 10% ВВП. Федеральный бюджет начал формироваться на три года, а не на один, как раньше.
Основная его часть – Резервный фонд – должна была использоваться для стабилизации экономики в случае кризиса. Предусматривалось, что его размер не должен превышать 10% от ВВП (впоследствии – 7%). При этом поступающие в него средства должны были вкладываться только в консервативные финансовые инструменты (иностранную валюту и долговые обязательства).
Фонд национального благосостояния (ФНБ, первоначально – «Фонд будущих поколений») должен был аккумулировать все остальные сверхдоходы от нефти. Его разрешалось тратить на инфраструктурные проекты внутри страны в виде кредитов банкам, которые должны были потом возвращать в ФНБ полученную от инвестиций прибыль.
На волне американского кризиса субстандартного ипотечного кредитования 2006-2009 гг. мировая экономика понесла серьезный ущерб, который в том числе выразился в падении нефтяных котировок. Нефть марки WIT подешевела со $140 за баррель на июнь 2008 г. до минимума в $41,7 за баррель в январе 2009 г. Российская экономика ответила резким падением: после роста на 6,4% в III квартале 2008 г. ВВП упал на 1,3% в октябре – декабре, после этого – на 9,2% и 11,2% в I и II кварталах 2009 г. соответственно.
При этом на расходах бюджета это не сказалось – секвестр делать не пришлось. Государство начало активно расходовать средства Резервного фонда: если на конец 2009 г. его средства насчитывали около 4,9 трлн руб., то к началу 2011 г. они сократились до 775 млрд руб. Объемы средств ФНБ в тот период постепенно росли: с 783,3 млрд руб. на февраль 2008 г. они увеличились до 2,69 трлн руб. на февраль 2012 г. Ряд положений бюджетного правила были временно приостановлены.
После 2008 г. порог отсечения по бюджетному правилу был поднят до $45–50 за баррель, в 2012 г. он был увеличен до $91 за баррель.
В 2014 г. Россия присоединила Крым, в ответ на это западные страны ввели санкции. Вместе с этим летом началось резкое падение нефтяных котировок: если в июне баррель нефти WIT оценивался в $105,37, то к январю 2015 г. его цена рухнула до $48,24. К тому моменту в основе денежно-кредитной политики России лежало таргетирование рубля в отношении к бивалютной корзине (45% евро, 55% доллар) – курс мог колебаться в диапазоне 37,25–46,25 руб. на октябрь 2014 г. Поддержание валютного курса за счет интервенций оказывало сильное давление на международные резервы Центробанка: с уровня в $468,4 млрд на август 2014 г. они стремительно сокращались вплоть до $351,7 млрд на март 2015 г. Рубль тем временем продолжал слабеть: с 34 руб./$ на июнь 2014 г. до 68,9 руб./$ на январь 2015 г. Переход на плавающий курс и инфляционное таргетирование позволил вернуть рост иностранных резервов, а также несколько снизить зависимость бюджета от конъюнктуры энергетического рынка, помочь ему адаптироваться к условиям низких нефтяных котировок.
С декабря 2014 г. по декабрь 2017 г. бюджет находился в состоянии дефицита, который покрывался прежде всего за счет накоплений в «кубышке». Средства Резервного фонда активно использовались: после того как их объем достиг пикового значения в 5,86 трлн руб. в феврале 2015 г., он начал сокращаться, опустившись ниже 4 трлн руб. в декабре того же года, ниже 3 трлн руб. в мае 2016 г., в 2017 г. средства фонда колебались в районе 1 трлн руб.
В 2018 г. остатки Резервного фонда были объединены с ФНБ. Тогда же была сформирована предпоследняя версия бюджетного правила, которая предполагала закупку в ФНБ при котировках марки Urals выше $40 за баррель.
К пандемии COVID-19 Россия подошла c весьма низкими показателями госдолга – по итогам 2019 г. он составлял 12,1% ВВП. Для сравнения: долг Германии тогда же составлял 59,6% ВВП, долг США – 106,6% ВВП. Это позволило российским финансовым властям смягчать денежно-кредитную политику без существенных последствий для бюджета и экономики в целом.
С усилением антироссийских санкций в 2022 г. в работе бюджетного правила потребовались значительные корректировки. В самом начале украинского конфликта его действие было приостановлено, и Минфин приступил к разработке новой версии. В первую очередь оно охарактеризовалось отвязкой базовых доходов от прогнозируемых объемов добычи, экспорта и цен нефти, а также от курса рубля. Валюты западных стран были исключены из состава ФНБ, его новая структура определяет до 60% средств в юанях и до 40% – в золоте. В октябре 2023 г. Госдума приняла закон о возврате к расчету параметров бюджетного правила в зависимости от нефтяных цен.
«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры
Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.
МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.