Как Московские центральные диаметры задают новый стандарт качества

«Наземное метро» стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры

Виктор Кальщиков

начальник дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы

Московские центральные диаметры (МЦД) – одна из самых амбициозных и значимых транспортных инициатив столичного региона и всей страны. Она вывела городской железнодорожный транспорт на новый уровень и задала стандарт для его интеграции в инфраструктуру мегаполиса. Торжественный запуск диаметров состоялся 21 ноября 2019 г. В церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Идея соединения радиальных направлений в единые маршруты появилась впервые еще 100 лет назад. Однако приступили к ее реализации только после успешного запуска Московского центрального кольца (МЦК). Благодаря МЦК не задействованная ранее система железнодорожного сообщения стала частью рельсового каркаса Москвы. Опыт МЦК показал, что пассажиры готовы менять свои транспортные привычки, а главное, что железнодорожный транспорт может выполнять роль ключевого городского транспорта.

МЦД кардинально изменили облик железной дороги, из «дачного» транспорта превратив ее в современный и городской. Пассажирам стало доступно удобное расписание поездов с минимальным интервалом в часы пик, с комфортными и бесплатными пересадками на метро и МЦК, с современными московскими городскими вокзалами и поездами.

За счет запуска первых двух линий (МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский») улучшилась транспортная доступность для почти 6 млн москвичей и жителей Подмосковья. Линии диаметров разгрузили метро до 15%. Люди стали выбирать МЦД вместо личного автомобиля. Благодаря чему в сутки на дорогах стало на 17 200 меньше машин. Что особенно важно, выросло число внутригородских поездок почти в 2 раза. Это говорит о том, что удалось интегрировать МЦД в единую систему московского транспорта.

В 2023 г. за счет запуска двух новых линий (МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский») сеть «наземного метро» увеличилась почти вдвое – до 137 станций. Благодаря МЦД-3 появилась новая железнодорожная линия длиной 85 км, которая соединила Зеленоград и Раменское. Третий диаметр улучшил транспортную доступность 24 районов Москвы и четырех городов Московской области. В свою очередь МЦД-4 стал новым сквозным маршрутом, который соединил Подмосковье – Апрелевку и Железнодорожный. Пассажиры могут без пересадок добраться до Белорусского, Савеловского, Ленинградского, Казанского, Ярославского и Курского вокзалов. Четвертый диаметр стал самой протяженной рельсовой артерией в столице и существенно разгрузил Кольцевую линию метро. С запуском МЦД-4 появились две новые пересадки на МЦК – Кутузовская и Москва-Сити.

Спустя пять лет после запуска мы продолжаем активное развитие Московских центральных диаметров. Уже построено и реконструировано более 50 станций, продолжается масштабная работа по созданию городских вокзалов Серп и Молот (объединит второй и четвертый диаметры, метрополитен и наземный транспорт), а также «Петровско-Разумовская» (первый и третий диаметры, метро и в будущем ВСМ Москва – Санкт-Петербург), который станет одним из важнейших узлов на севере столицы. Кроме того, в будущем появится ключевой городской вокзал «Москва-Сити», который будет расположен в ядре делового центра, связав между собой первый и четвертый диаметры, МЦК, а также метрополитен и наземный транспорт.

Московские городские вокзалы меняют традиционное представление о транспортных узлах. Это главные опорные точки, вокруг которых формируется вся городская инфраструктура. Они становятся центрами притяжения, которые обеспечивают комфортные пересадки и трансформируют территории вокруг себя, создавая новые пространства, ориентированные на людей. Главный приоритет – повышение транспортной доступности, создание комфортных, бесшовных пересадок между железной дорогой, метро, наземным транспортом и пешеходными маршрутами.

Каждый городской вокзал проектируется с учетом потребностей конкретного района и его жителей, а пропускная способность закладывается на десятилетия вперед. Вокзалы предусматривают современную и комфортную инфраструктуру, удобную для всех пассажиров, в том числе маломобильных, пожилых и с маленькими детьми: там есть понятная навигация, лифты и эскалаторы. Вокруг вокзалов активно формируются новые жилые кварталы, бизнес-кластеры и общественные пространства, что способствует росту социальной и транспортной инфраструктуры.

Транспортный комплекс Москвы не просто строит новую инфраструктуру, а создает современную, функциональную и эстетически привлекательную городскую среду, которая обеспечивает связь территорий с линиями «наземного метро». Проект направлен на изменение отношения к городской мобильности, делая ее не просто необходимой частью повседневной жизни, но и приятным, продуманным и безопасным опытом. Его основная цель – переосмыслить путь пассажира до станции, не просто построить новые транспортные объекты, а интегрировать их в городскую среду так, чтобы каждое звено, от тротуаров до дорог и остановок, работало как единая система.

Москва – город № 1 в мире по темпу обновления пригородных электропоездов: с 2010 г. количество современных составов возросло с 5% до более 70%. С запуском диаметров на смену устаревшим электричкам пришли современные поезда «Иволга», которые были созданы специально для МЦД и по уровню удобства соответствуют московскому транспорту. Уже до конца 2024 г. будут обновлены поезда на пригородных маршрутах Казанского направления и МЦД-3. На четвертом диаметре полностью обновить подвижной состав планируется до конца 2025 г.

С мая 2024 г. по МЦД начал курсировать новый современный городской электропоезд «Иволга 4.0». Его главное отличие – третья дверь в промежуточных вагонах, что позволяет пассажирам на 30% быстрее садиться и выходить на станциях.

Московские центральные диаметры кардинально изменили транспортную систему Москвы и Подмосковья, создав целую сеть наземного метро. Сегодня невозможно представить столичный регион без МЦД. В сутки в среднем все четыре диаметра перевозят 1,4 млн человек – это огромное количество пассажиров, у которых есть надежный и удобный рельсовый транспорт. Со дня запуска мы ни на минуту не прекращали развитие МЦД и продолжим его с заботой о каждом нашем пассажире.

Время перемен – от кризиса к новым направлениям в кинематографе

С каким багажом киностудия им. М. Горького подходит к своему 110-летию

Юлиана Слащева

гендиректор Киностудии им. М. Горького

Российская киноиндустрия за последние четверть века прошла сложный путь. К концу 1990-х прежняя советская система производства и проката прекратила свое существование, а крупные государственные студии перестали быть предприятиями полного цикла и пришли в упадок. Такие гиганты, как, например, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, выпускали меньше одного фильма в год, полностью растеряв компетенции по своему профилю.

В «нулевых» производство отечественных картин, конечно, не «обнулилось», но волна новых российских блокбастеров не смогла стать по-настоящему бурным течением. Совершить системный рывок индустрии тогда не позволили экономический кризис 2008 г. и конкуренция с западными мейджорами. Вдобавок пиратские сайты сильно мешали правообладателям окупать свои проекты.

Новый этап в истории российского кино начался в 2010-х вместе с усилением государственной поддержки. В 2011 г. Минкульт выделил производителям 2 млрд руб., а Фонд кино – еще 2,86 млрд руб., и с тех пор объем субсидий ежегодно увеличивается (в 2024 г. он составил уже 4,02 млрд и 9,4 млрд руб. соответственно). Тогда же появились первые онлайн-кинотеатры, включая «Иви» и «Кинопоиск», началась активная борьба с пиратством и нелегальным распространением контента. В 2015 г. был создан Институт развития интернета (АНО «ИРИ»), оказывающий поддержку производителям неигрового контента и оригинальных сериалов.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024