Правила цифрового рынка

Нужен ли интернет-торговле и маркетплейсам особый кодекс

Максим Стулов / Ведомости

В конце прошлого столетия вряд ли можно было себе представить, что «виртуальная жизнь» через 25 лет станет столь же значима для человека, как и офлайн. Во всех сферах – от покупки еды и выбора маршрута поездки до участия в электоральных процессах – мы, часто не осознавая, принимаем юридически значимые решения с помощью интернета, различных механизмов онлайн-транзакций, сервисов искусственного интеллекта. Сегодня цифровые сервисы обеспечивают буквально каждый элемент нашего существования. При этом мы до конца не представляем, каким образом будет устроена наша жизнь в случае, если в какой-то момент в силу технологических проблем мы этих сервисов лишимся.

В то же самое время правообеспечение цифровой среды, к сожалению, серьезным образом опаздывает за всеми этими трансформациями. И фактически сегодня регулирование новых по своей природе отношений осуществляется точечно, спорадически. Кратно возросло число судебных споров и уголовных преступлений, связанных с онлайн-средой, с сервисами, услугами, которые мы получаем посредством интернета. Стремительно растущее число мошеннических случаев, от откровенного обмана или вымогательства денежных средств до предоставления товаров и услуг ненадлежащего качества, со всей очевидностью ставят вопрос о необходимости обеспечения прозрачности онлайн-среды и более жесткого ее регулирования. Причем это касается не просто совершения торговых сделок, но и финансовых операций, в том числе банковских сервисов и оборота новых видов финансовых активов, таких, как криптовалюты.

Сегодня мы стремимся включить в правовое поле то, что требует незамедлительного решения, в то время как новые явления нашей жизни требуют комплексного регулирования. Так дело обстоит и с электронной торговлей.

В настоящий момент мы переживаем период цифровой трансформации, связанный с переходом большинства сервисов и услуг в онлайн-формат. Особенно интенсивно данный процесс идет в сфере интернет-торговли, обороты которой в России достигли в 2023 г. 6,4 трлн руб.

При этом очевидна тенденция смещения предпочтений покупателей от интернет-магазинов, торгующих товарами напрямую, к маркетплейсам – гигантским онлайн-площадкам, предоставляющим информацию о тысячах различных продавцов и миллионах товаров различного назначения: от лекарственных средств до дорогостоящей техники и ювелирных украшений.

Маркетплейсы – новая для российской торговли система, объединяющая воедино собственно продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи товаров и маркетплейсы, предоставляющие посреднические сервисы, как-то реклама, осуществление платежей, и реализующие логистические функции.

Совершенно очевидно, что система нуждается в регулировании со стороны государства, с тем чтобы базовые нормы и принципы торговли, закрепленные российским законодательством, такие как защита прав потребителя, предотвращение недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, пресечение распространения контрафакта, были эффективно адаптированы к реалиям онлайн-торговли.

В качестве основных проблем можно выделить:

  • доминирование площадки над продавцами;

  • уровень контроля за качеством и происхождением продукции;
  • отсутствие четких критериев для доступа продавца на площадку;

  • непрозрачность работы площадки, ценообразования, манипулирование предложением и спросом;

  • постоянные нарушения правил торговли: условий доставки, товарных качеств;

  • трудности возврата и обмена товаров при том, что осуществляется предварительная оплата.

Совершенно понятно, что без регуляторного вмешательства государства эти проблемы не решить. Необходимо обеспечить защиту прав всех участников рынка – продавцов, покупателей, сервисов доставки с тем, чтобы процессы онлайн-торговли были столь же подконтрольны, прозрачны и регламентированы, как и офлайн. Это ставит перед государством как регулятором целый ряд вопросов: борьба с «серыми» схемами торговли в интернете, обеспечение уплаты налогов; борьба с контрафактом; противодействие мошенничеству и защита персональных данных; недопущение монополизации рынка и, наконец, определение условий платформенной занятости.

Сейчас мы не имеем законодательно закрепленной классификации, глоссария данных площадок, описывающего их специфику, отличия, функции, установленных условий и правил работы. Эксперты справедливо отмечают необходимость формирования понятийного аппарата, в частности, закрепляющего специфику цифровых платформ, разграничивающих специфику бизнес-модели различных их видов, в том числе: непосредственно цифровая платформа, маркетплейс, классифайд, экосистема, интернет-магазин.

Все законодательные инициативы, направленные на решение обозначенных задач и регулирование интернет-торговли в целом, к сожалению, носят точечный, а иногда и противоречивый характер. Поэтому речь должна идти о создании полноценного Цифрового кодекса, интегрирующего целый комплекс новых понятий, процессов и отношений, возникающих в процессе цифровой трансформации экономики.

Представляется очевидным, что будущее торговли неразрывно связано с цифровыми решениями; далек от мысли, что электронная коммерция полностью поглотит рынок традиционного ритейла, однако гибридные формы торговли будут доминировать. Более того, недавнее объединение Wildberries и крупнейшего в стране оператора наружной рекламы группы Russ существенно расширяет наши представления о гибридизации. Безусловно, это важнейшее событие для всей предпринимательской среды России – не только для тех бизнесменов, кто торгует на маркетплейсах. Новые рынки – это увеличение экспорта, рост прибыли предпринимателей, а значит, рост экономики в целом, уровня доходов и уровня жизни. Также в стране появится уникальная инфраструктура для бизнеса, объединяющая ресурсы двух компаний. Это и цифровая платформа, и разветвленная сеть современных рекламных конструкций, и логистические объекты и маршруты. Все это открывает перед предпринимателями России качественно новые возможности продвижения своих товаров и развития своего дела практически по всему миру.

Автор – заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике («Единая Россия»)

Как за четверть века изменился венчурный рынок России

Инвесторы снова оказались на пороге больших возможностей

Евгений Борисов

партнер инвестиционной компании Kama Flow

Развитие венчурного рынка в начале 2000-х в России нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих десятилетий. Фундаментальные изменения, произошедшие в постсоветский период, оказали значительное влияние на формирование отрасли прямых и венчурных инвестиций.

Из 1990-х через кризис

Экономические преобразования, начавшиеся в 1990-е, создали основу для развития частных компаний, многие из которых унаследовали инновационные наработки советской прикладной и отраслевой науки. Перед такими проектами открывались большие инвестиционные и рыночные перспективы. Предприятия рождались в условиях значительных рисков и неопределенности, что способствовало поиску нестандартных решений и, как следствие, – развитию предпринимательского духа.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024