iStock

Современная торговля

Можно ли было представить в 1999 г., что мы будем заказывать еду с помощью телефона, а не пойдем в соседнюю лавку за хлебом? Это было бы больше похоже на сюжет фантастического фильма. Заказ одежды онлайн (не было привычной быстрой сети…), а не покупка в торговом центре или на рынке? Одно из самых ярких явлений последних лет, которое по-настоящему трансформировало облик городов и сделало любые товары доступными практически в любой точке России, – это онлайн-торговля. Каждый день мы видим сотни курьеров, проносящихся мимо на электровелосипедах и самокатах, которые спешат доставить продукты питания, и каждый день мы проходим мимо пунктов выдачи онлайн-заказов различных маркетплейсов. 

Импульс для развития рынка e-commerce дала пандемия. Режим самоизоляции повлек за собой увеличение числа покупателей и трат в интернете. По оценкам аналитиков Data Insight, карантин, длившийся три месяца 2020 г., привел в онлайн-магазины не менее 10 млн человек. Основная движущая сила рынка электронной торговли – это многопрофильные маркетплейсы. Сама их модель, предполагающая большое количество поставщиков, которые торгуют разными товарами на одной площадке, масштабируется значительно лучше специализированных онлайн-магазинов. 

Положительная динамика сохраняется не первый год. За 2023 г. маркетплейсы лидировали по годовому приросту в оборотах. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, в прошлом году оборот e-commerce в России вырос на 28% по сравнению с 2022 г. и достиг 6,4 трлн руб. 

Несмотря на то что нишевые магазины уступают по темпам роста многопрофильным, их оборот тоже растет. По итогам 2023 г. он достиг 591 млрд руб. – это на 27% превышает показатели 2022 г. (466 млрд руб.), подсчитали аналитические компании Data Insight и Tinkoff eCommerce в совместном исследовании. 

Инфраструктура маркетплейсов вышла за пределы крупных городов и глубже проникает в регионы, благодаря чему потребительский спрос по стране в целом растет. Благодаря развитию интернет-торговли жителям разных уголков страны стало доступно почти такое же разнообразие товаров, как и тем, кто живет в городах-миллионниках. Появились новые локальные формы занятости, такие как работа курьером или сотрудником пункта выдачи заказов (ПВЗ). По итогам 2023 г. спрос на таких сотрудников вырос почти вчетверо и привел к увеличению их зарплат на 30%. 

Формат ПВЗ, в свою очередь, создает спрос на помещения, которые не были привлекательны для традиционных магазинов. В будущем это может привести к закрытию последних и отразиться на стоимости аренды. Развитие маркетплейсов также способствует росту числа малых предпринимателей, которые теперь могут запустить торговый бизнес с минимальными вложениями, став продавцом на крупной онлайн-площадке или открыв ПВЗ. 

Онлайн-торговля бурно развивается не только в секторе потребительских товаров – промышленные компании тоже начали продавать свою продукцию через собственные маркетплейсы.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024